Vendee globe: одна яхта, один человек, ноль остановок

Маршрут

Регата Vendee Globe начинается и заканчивается во французском порту Ле-Сабль-д’Олонь (Les Sables d’Olonne), столице региона Вандея. Кстати, гавань города невелика и вмещает не более 30 яхт, что заставило организаторов гонки ограничить число участников именно этой цифрой. После старта яхтсмены направляются из Бискайского залива через Атлантический океан на юг и обходят Антарктиду по часовой стрелке, попутно огибая мыс Доброй Надежды и мыс Горн. Возвращение во Францию опять проходит через Атлантику. Старт регаты подбирается с таким расчётом, чтобы участники находились в южных антарктических водах летом.

Маршрут регаты «Vendee Globe»

Чтобы уменьшить риск столкновения с айсбергами и льдинами, организаторы гонки устанавливают так называемые «ледовые ворота», которые не позволяют участникам спускаться слишком далеко к югу.

Формат регаты

Как уже говорилось, Vendee Globe — единственная безостановочная кругосветная гонка на яхтах класса Open 60 (до 2004 года использовались и яхты класса Open 50), которыми управляет один человек. Во время плавания какая бы то ни было помощь яхтсменам не допускается. Запрещается вставать в док или к причальной стенке для ремонта (разрешается только вставать на якорь в море), а также получать специально подготовленную метеорологическую информацию. Участник Vendee Globe должен обладать отличной психологической и физической подготовкой, досконально знать материальную часть, быть хорошим метеорологом. Учитывая серьезные опасности, поджидающие смельчаков-одиночек в океане, оргкомитет допускает к участию в кругосветке только самых опытных яхтсменов. Так, претендент должен либо успешно пройти предыдущую регату Vendee Globe, либо другую трансокеанскую одиночную гонку на этой же яхте, либо — как минимум — совершить квалификационный переход через океан в 2,5 тысячи миль со средней скоростью не менее 7 узлов. Также перед регатой все участники в обязательном порядке проходят курсы по выживанию в море и получают необходимые медицинские навыки.

Схема парусности яхт класса Open 60 «Aviva» и «Ecover»

READ  Король Испании ищет хозяина для своей яхты

Чудеса техники

Яхты класса Open 60 — воплощение последних достижений науки и техники. Название класса говорит само за себя: конструкция судов мало регламентирована и оставляет их проектировщикам широкое поле для инноваций и экспериментов. Правила оговаривают лишь предельные размерения, требования к остойчивости и безопасности плавания. Поэтому в конструкции именно этих лодок нашли применение новинки, в свое время поражавшие воображение яхтсменов своей «экстравагантностью»: качающийся киль, сквозные скуловые шверты, вращающиеся мачты, палубные краспицы-растяжки… Вместе с тем, лодки Open 60 ощутимо дешевле яхт-участников других знаменитых гонок — например, Volvo Ocean Race и уж тем более America’s Cup. Нелишне вспомнить, что класс тримаранов Orma 60 потерпел фиаско именно из-за своей огромной стоимости. В этом отношении лодки Open 60, на постройку которых уходит примерно два-три миллиона евро, выглядят гораздо привлекательнее своих конкурентов. Снижению цены способствует и обозначившаяся тенденция строить новые лодки сразу в двух или трех экземплярах. Например, в последних состязаниях участвуют «близнецы» «Paprec-Virbac» и «Gitana 80», «Hugo Boss» и «Generali», «Ecover» и «Aviva».

Современные парусники класса Open 60 имеют, как правило, композитный углепластиковый корпус с транцевой кормой и емкостями для водяного балласта. Высота мачты — обычно 28-30 м. Площадь парусов составляет от 260 до 350 кв. м при встречном ветре и от 550 до 650 кв. м – при попутном. Корпуса судов предельно широкие (5,5-6 м и более). Число танков с водяным балластом иногда достигает 10 (на яхте «Aviva»); их осушение осуществляется простым поворотом вентиля. Они служат не только для обеспечения необходимой остойчивости при сильном ветре, но и для балансировки лодки по дифференту.

Киль судна может отклоняться на угол до 40 градусов. Обычно он изготавливается из стали и оснащается внизу свинцовым бульбом. Правда, у стального киля есть один недостаток – высокий центр тяжести. Кили из углепластика значительно легче, но толще и потому дают большее гидродинамическое сопротивление. Они применяются реже, чем стальные.

Устройство яхты класса Open 60

Чтобы при отклоненном киле яхта могла идти круче к ветру, она оснащена двумя подъемными швертами. Их положение на разных лодках класса Open 60 варьируется от строго вертикального до наклонного к корме и наружу. Чаще применяются наклонные шверты — угол их наклона рассчитывается так, чтобы компенсировать возникающий крен судна. По этому же принципу устроены двойные рули. Они также имеют наклон наружу и могут подниматься независимо друг от друга. Так, наветренное перо руля обычно поднимается с целью уменьшения сопротивления. При случайном столкновении с каким-либо плавающим объектом рули мгновенно убираются, чтобы не быть сломанными.

Корпус яхты Open 60 спроектирован так, что на глиссировании его носовая часть довольно высоко поднимался над водой — чтобы не зарываться в волну. Но при слабом ветре такая конструкция сильно ухудшает маневренность. Поэтому в последнее время на лодках получили распространение кормовые платформы — подобные тем, что применяются на моторных катерах. При опущенной платформе увеличивается сопротивление и устраняется дифферент на корму, что облегчает процесс лавировки, когда таковая становится необходимой.

Особое внимание уделяется автоматике и электронике. Автопилоты обязательно дублируются — без них пройти маршрут в одиночку просто невозможно; они задействованы примерно в течение 90% времени гонки

Сегодня яхты в обязательном порядке оснащаются автоматическими видеокамерами — благодаря им «живое» изображение сразу попадает в Интернет и на телевидение. Это повышает интерес зрителей и, соответственно, спонсоров регаты.

Яхта «Veolia» класса Open 60. Во время гонки Vendee Globe 2008-2009 гг. шкиперу этой лодки Ролану Журдену не повезло: на 85-й день плавания его судно потеряло киль и сошло с дистанции

Морские волки

Отважиться на участие в Vendee Globe могут лишь отчаянные морские волки, готовые провести три месяца гонки в нечеловеческом напряжении и ужасающих бытовых условиях. В течение всей регаты их будет сопровождать сырость (уже при ветре в 4 балла суда идут в постоянном облаке брызг), сильная качка, изнуряющая усталость (спать приходится не более 5 часов в сутки, причем урывками, обычно по 20-30 минут), однообразная пища, употребляемая, как правило, в виде сухого пайка. О соблюдении привычных норм личной гигиены, увы, приходится забыть: по-настоящему помыться, выстирать и высушить белье в условиях сумасшедшей гонки весьма проблематично. На яхтах класса Open 60 даже нет гальюна! Участники регаты обычно справляют нужду прямо на своем посту у штурвала, используя ведро и одноразовые пакеты из картофельного крахмала. А в ревущих южных широтах ни о каких ведрах речь вообще не идет: накрывающие лодку потоки воды смывают любые продукты жизнедеятельности в считанные секунды…

READ  Теплоход "валерий брюсов": история, фото, современные реалии

Огромную роль в достижении успеха играет психологическая настроенность на то, что любые проблемы — технические, медицинские и любые другие — участнику гонки придется решать самому, без посторонней помощи. А проблемы в столь экстремальном плавании возникают практически у всех. Весьма показателен случай, произошедший с героем третьей регаты Vendee Globe Питом Госсом. У него в результате попадания инфекции в ссадину образовался огромный гнойник на локте. Проконсультировавшись с врачом по рации, он решился сделать себе операцию при помощи зеркала. «Я глубоко вздохнул и сделал первый надрез на гнойнике скальпелем, — вспоминал впоследствии Госс. — Это было похоже на разрезание масла ножом». Как уже говорилось, будущий кавалер Ордена Почетного Легиона, несмотря на все трудности, не сошел с дистанции и успешно завершил гонку.

Текст: Борис Колыванов — журнал !OCEAN #1 (2011 г.)

Фото: http://www.vendeeglobe.org/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: