Как определить азимут

Способы определения азимута

Находясь в незнакомой местности, в турпоходе, на рыбалке или на охоте, часто приходится использовать не столько знания расположения сторон света, сколько правильно выбирать ориентиры, по которым в последующем ведутся расчеты и которые потребуются для определения оптимального маршрута. Грамотно определив исходные точки, можно с использованием одного лишь компаса узнать точный азимут.

  1. Чтобы с помощью компаса определить азимут, необходимо мысленно представить воображаемый круг, который делится на 360 секторов-градусов. Точка отсчета помещается в центр окружности с нулевой отметкой, расположенной строго на север.
  2. Далее с помощью градуированной шкалы компаса определяется искомое направление. Рассчитывается угол отклонения от нулевой отметки, которая позиционирована строго на север. Компас при определении азимута необходимо держать строго горизонтально.
  3. На компасе фиксируют положение остановившейся стрелки, после чего аккуратно поворачивают крышку компаса, совмещая прорезь и мушку, которая позиционируется в сторону ориентира. Отчёт от мушки будет показывать значение азимута у выбранного предмета.

Методика «компас к щеке»:

  1. Крышку компаса отводят по отношению к основной части под углом в 90 градусов.
  2. Задний прицел отводится вперёд, а его небольшая щель должна совпадать при взгляде с прицельной нитью крышки.
  3. Прибор держат около щеки и наводят таким образом, чтобы желаемый объект попадал точно в линию переднего прицела.
  4. Фиксируют полученное значение на циферблате компаса.

Выполняя такие измерения с помощью компаса, необходимо помнить о том, что расположенные поблизости металлические предметы могут влиять на магнитную стрелку, существенно ухудшая точность полученных расчетов. Также перед тем как приступать к определению азимута, необходимо убедиться, что рядом отсутствуют высоковольтные линии передач. Минимальное удаление от проводов с электричеством должно составлять не менее 50 метров.

Как определить азимут по компасу на местности

Итак, определяем азимут   Но, сначала вспомним — что же такое «азимут»?

Исходя из определения понятия азимута,вычислить его  его (или как говорят в спортивном ориентировании «взять азимут»), можно следующим образом:

  1. Кладем компас на ладонь или какую-нибудь ровную поверхность. Если на ладонь, то держим параллельно земле, что бы компас лежал ровно.
  2. Ориентируем стрелку строго по направлению север-юг.
  3. Проводим мысленную линию от центра компаса до нужного объекта, например дерева. Можно положить на компас спичку, направив ее на определяемый объект.
  4. На какие цифры покажет конец спички или взгляд, те и будут обозначать азимут.

Пример. На приведенном ниже рисунке показано несколько объектов, на которые необходимо взять азимут. Ориентируем компас в направлении север-юг и проводим мысленную линию до каждого объекта. В результате получаем:

Азимут до дома составляет 45, до дерева – 120, до моста – 180, до мельницы 225 и 315 до таблички с надписью «город». Все очень просто. Стоит немного потренироваться и в дальнейшем определять азимут не составит сложности.

Ну и  приведу еще один  рисунок, на котором показаны объекты, а компас уже ориентирован север-юг. Попробуйте определить на приведенные объекты азимут.

На этом рисунке стрелками направления уже показаны. А вот на следующем – чуть сложнее, направлений нет, их надо проложить самостоятельно.

Не забываем, что направление мы прокладываем от центра компаса и считаем азимут по строго по  часовой стрелке.

Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира

Транспортир —  замечательный инструмент, который помогает не только в математических вычислениях, но и в туристических. По сути транспортир представляет собой половинку компаса с теми же градусными показателями. Только используем его не на местности, как компас, а на карте.

READ  China Rendez-Vouz: хотелось большего. Впечатления с места событий

Само собой, это полезно в первую очередь тем, кто работает с картой во время своих путешествий. Навыки будут полезными; расширяем кругозор далее!  Определить азимут транспортиром просто.

Для начала находим по карте свое местоположение и ставим точку (на рисунке это точка А). Затем кладем на карту транспортир, ориентируя его сторону параллельно левой или правой стороне карты, а отметку ноль кладем на точку своего стояния (точка А).

Теперь от точки А до точки Б (определяемый объект) проводим линию. Там где на транспортире она пересечет цифровое значение – и будет искомый азимут в градусах.

Когда объект на карте расположен слева от точки стояния — кладем транспортир на точку стояния, но переворачиваем его шкалу уже в левом направлении. Определяем направление на объект в градусах, а затем прибавляем к этой цифре 180. Результатом и станет искомый азимут.

Например, на рисунке направление на объект составило 115. К этой цифре прибавляем 180 и, в результате получаем, что азимут на объект составляет 295.  Так же все достаточно просто.

Основы понятия

В современном мире, насыщенном гаджетами и технологиями, самостоятельно найти интересующее направление с помощью компаса и карты могут единицы. Умение найти азимут может пригодиться и выручить в любом деле.

Истинный (географический) азимут – это двугранный угол, отсчитанный по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов) от северного географического меридиана до линии направления.

Магнитный азимут – это угол, образуемый магнитным меридианом и заданным направлением линии ориентира. Отсчет ведется по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов). Поиск угла может производиться с помощью компасов, буссолей. Магнитный азимут является не точным, так как стрелка компаса показывает на магнитный меридиан, поддающийся ежегодным изменениям.

Магнитное склонение – это угол разницы между истинным и магнитным меридианом, о котором было сказано ранее. Оно может быть положительным, если стрелка компаса отклонена от истинного меридиана вправо, или отрицательным, если – влево. На картах магнитное склонение указывают относительно года печати. Каждый последующий год эксплуатации предоставленные данные поддаются корректировке.

Естественно магнитное склонение для каждого региона и района расположения разнится.

Топографическая карта местности используется для различных целей. Является универсальной картой, с наличием максимального объема количества информации об определенном регионе. Разделяется топографическая карта параллелями (горизонтальные линии) и меридианами (вертикальные линии). Карта удобна для ориентации по компасу. Географические данные места содержат сведения о рельефе, грунтах, водах, дорогах и других объектах местности.

Использование для вычисления компаса

Проще всего рассчитать магнитный и истинный азимут при помощи компаса и простейшей географической карты. Также можно использовать для этих целей ручной навигатор, позволяющий определить правильное направление или же упрощающий ориентирование на местности. Определение азимута по карте с помощью транспортира не представляет сложности, поэтому с такой работой справится каждый путешественник.

Для расчётов потребуется следующее:

  • линейка и карандаш;
  • простейший транспортир;
  • компас и путевая карта.

В первую очередь надо отметить на карте свое местонахождение, для чего можно ориентироваться по имеющимся обозначениям и сторонам света. Далее необходимо определить ориентиры, в сторону которых следует двигаться путешественнику. Строго выдержать прямолинейность такого движения будет проблематично, так как последнее возможно лишь в открытом море, в воздушном пространстве, в пустыне или ровной степи. При передвижении по суше путь прокладывают по ломаной линии с учетом естественных препятствий, поэтому проведённые расчёты придётся периодически корректировать.

READ  Прогноз на матч мальорка

Чтобы определить азимут по карте, потребуются прозрачный транспортир, карандаш и линейка. На карте необходимо расположить линейку таким образом, чтобы она соединяла ориентир и точку местонахождения человека. Карандашом чертят ровную линию до момента ее пересечения с меридианом. К последнему прикладывают основанием транспортир, от его центральной риски чертят линию до момента ее пересечения с направлением на ориентир. Именно в месте скрещивания двух стрелок измеряют показания в градусах, что и будет искомым азимутом.

При отсутствии транспортира можно использовать компас, который имеет градуированную картушку. Все расчёты и работы на карте выполняются аналогичным образом, откладываются линии от местонахождения до центральной оси. Останется лишь по шкале картушки компаса рассчитать угол азимута, и в последующем по мере продвижения по местности необходимо сверять полученные показатели.

Расчёт значения по солнцу

При отсутствии под рукой карты, транспортира и компаса можно определить азимут по солнцу. Для этого потребуется циферблат механических часов и хорошо видимое небесное светило. Найти азимут можно следующим образом:

  • Часы необходимо положить на ровную поверхность и направить на солнце часовую стрелку.
  • Из центра циферблата проводят линию и делят пополам полученный угол.
  • Вектор угла указывает направление строго с севера на юг.
  • До 12 часов, когда север находится слева от стрелки, азимут определяют, отсчитывая значение против часовой стрелки.
  • После полудня, когда север уже находится справа от проведённой линии, азимут можно измерить по часовой стрелке.

Планирование перемещения следующее:

  1. Выбирают заметный ориентир, расположенный на противоположной преграде стороне. В идеале такая отметка должна находиться на линии движения.
  2. Определяют азимут для обхода имеющейся преграды. Потребуется выполнить несколько измерений, в том числе по солнцу или по карте и компасу.
  3. Преодолевается препятствие, после чего находят на местности предварительно выбранные ориентиры и уже от них прокладывают строго по рассчитанному положению новое направление.

Если четкий ориентир для проведения расчетов отсутствует, его можно с легкостью сделать самостоятельно. Подойдёт выполненная зарубка на дереве или воткнутая в землю заметная издалека большая палка. Однако в тех случаях, когда преодолевается препятствие с нулевой видимостью, например, это может быть высокий горный склон, подобрать отправную для расчётов точку невозможно, и придётся ориентироваться исключительно с помощью карты и компаса.

Движение по азимуту.

Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность ориентирования на местности и  выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.

Принято считать, что погрешность, в следствии ошибок, может достигать не менее 5º. При движении по азимуту такая погрешность дает отклонение в сторону на 100 метров на километр пройденного пути или 1 км на 10 км.

Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.

Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:

1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.

2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.

3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.

4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.

5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода.  Далее  продолжаем основное направление движения.

6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.

Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.

Движение по азимуту. Личный опыт.

На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту. Он характеризуется удобством движения и ориентирования.

В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.

К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.

А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.

Или случай движения по азимуту, немного сложнее, когда на берегу озера находится лагерь группы в который нам надо попасть. По направлению к нему местность болотистая. Поэтому целесообразней и удобней для прохождения и ориентирования выйти , скажем, на берег реки, по нему пройти к устью приметного ручья откуда удобней попасть к озеру. При этом можно проверять направление по компасу и карте. Нормальные герои, как известно, всегда ходят в обход.

При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.

Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.

При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.

Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: