Человек-амфибия (фильм, 1961)

Экранизации

Впервые «Человека-амфибию» хотели экранизировать американские кинематографисты в 1940-х годах. Однако опасность и сложность подводных съёмок были таковы, что экранизацию до выхода советского фильма считали невозможной даже лучшие голливудские мастера.

  1.  — Человек-амфибия
  2.  — Человек-амфибия. Морской Дьявол сериал по мотивам романа «Человек-амфибия»
  3.  — Человек-амфибия (сериал)

В декабре 2016 года компания «Главкино», киностудия «Ленфильм» и Русско-китайский фонд развития культуры и образования заключили соглашение о съёмках для Китая ремейка фильма 1962 года с выходом через 3 года. Заявлено, что в Китае Ихтиандр станет девушкой, а Гуттиэре — мужчиной.

Подарок глубины: полное спокойствие

Вы не раз погружались вдвоем. Наталья, неужели вы как мать не нервничаете, когда сын уходит в бездну?

Н.: Однажды я не на шутку испугалась. В 2010 году мы ныряли в Дахабе в Голубой Дыре (подводная вертикальная пещера, которая входит в десятку самых опасных мест для погружений. — Прим. «Вокруг света»). Сын спускался на 95 метров, а я его страховала. Опустили трос. Сын не хотел прикрепляться карабином к тросу — мы больше любим нырять, когда движения не скованы. Алеша погрузился. Я пошла за ним через полторы минуты. На 60 метрах вижу, что трос дальше не размотался. Сын этого не заметил и ушел дальше. Тогда мое состояние было близко к паническому: я хочу последовать за ним, но не могу, так как должна страховать на подъеме. Не понимая, как поступить, я 50 секунд провисела на месте. Вскоре сын, к счастью, появился. После этого я сказала, что на глубину свыше 50 метров, не прицепившись к тросу карабином, мы больше не ныряем.

А.: Через пару дней я погружался на 112 метров уже с карабином. Но всплывал без него, потому что он зацепился за страховочный трос — пришлось отстегнуться. Непонятно, как себя обезопасить полностью, разве что сохранять спокойствие. Глубина этому учит.


На соревнованиях сына Наталья часто выполняет роль страхующего фридайвера. Фото из архива героев

Чему еще она вас научила?

Н.: Терпимости к людям и событиям вокруг. Происходит переоценка ценностей. Стремление заработать, обладать чем-либо отходят на второй план. Вынырнув и сделав вдох, мы понимаем, что жизнь дорога сама по себе.

А рекорды? Это тоже желание обладать, в данном случае — титулом…

Н.: Рекорды — бонус к любимому делу. В спорте я очень скоро приду к финишу: у меня на счету 40 мировых рекордов. Думаю, через год-два закончу. Продолжу научную деятельность, но нырять не перестану, потому что делаю это в свое удовольствие.

А.: А мне еще есть куда расти. Я горжусь успехами мамы. Она лучшая среди женщин, я хорошо выступаю среди мужчин. Но, уверен, мои главные достижения впереди.

Дорогое удовольствие

Сами не занимались подводной охотой?В сентябре в Италии — чемпионат мира, причем командный. Понятно, что Россия будет участвовать, чего не скажешь о Латвии. С одной стороны, у нас нет столько высококлассных спортсменов, с другой — это дорогое удовольствие. У вас погружения проходят, как правило, в каких-то райских местах. Посмотрел в интернете клипы — просто сказка. Сказка, потому что природа такая вокруг. Один раз увидев, невозможно не заболеть этим. Я думаю, фридайвинг по заразительности в чем-то можно сравнить с горными лыжами. Один раз встал — и на всю жизнь.Наверное, за свою карьеру вы побывали во всех точках мира, где можно нырять?Алексей, вы ко всему прочему являетесь официальным представителем компании Like-a-fish, которая специализируется на продаже подводного снаряжения. Можете с ходу составить мне смету для начинающего фридайвера?Что привлекает людей во фридайвинге?А «домашний вариант» для тех, кто не может позволить себе дальние страны, это бассейны?А где находится самый глубокий бассейн?

Примечания

  1. . Дата обращения 15 мая 2012.

  2. .
  3. , с. 529.
  4. Алина Деркач. . «Экспресс газета» online № 29 (806) (16 июля 2010). Дата обращения 11 июля 2011.

  5. Ренат Мухаев. . Журнал «Почта России» № 1 (2004). Дата обращения 11 июля 2011.

  6. . Международный объединённый биографический центр. Дата обращения 11 июля 2011.

  7. «Песенка о морском дьяволе» (музыка Андрея Петрова, стихи Соломона Фогельсона).
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 февраля 2012.

  9. Речь идёт об окончании съёмок фильма «Сын Иристона»
  10. Залина Плиева. . Встреча для вас. сайт «Осетия-Квайса» (13 декабря 2009). Дата обращения 11 июля 2011.

  11. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 апреля 2008.

  12. Интервью с Владимиром Чеботарёвым на тв-канале «Ностальгия» — 22 апреля 2008 года
  13. , с. 3.
  14. , с. 7.
  15. , с. 8.
  16. , с. 105.
  17. , с. 83.
  18. Харитонов Е. (12 июля 2018). Дата обращения 12 июля 2018.

  19. , с. 7.
  20. , с. 41.
  21. Харитонов Е. . сайт fandom.ru (21 января 2018). Дата обращения 21 января 2018.

  22. , с. 144.
  23. , с. 70.
  24. . Life.ru (7 августа 2019). Дата обращения 7 сентября 2019.

  25. ↑ . РИА Нововсти (01.12.2016). — «Гендиректор «Главкино» и старший вице-президент Банка ВТБ Владислав Мельников рассказал в интервью РИА Новости о работе над картиной, ее адаптации для китайского зрителя и ожидаемых кассовых сборах». Дата обращения 23 марта 2017.

  26. Анастасия Папандина, Ирина Парфентьева. . РосБизнесКонсалтинг (1 декабря 2016). Дата обращения 23 марта 2017.

Организм амфибии

Подготовка фридайвера напоминает йогу.

Кроме устойчивой психики и железных нервов фридайвер должен обладать крепким здоровьем. В первую очередь, речь идет о сердечно-сосудистой и дыхательной системах. При тренировках фридайверы используют особые техники, которые в чем-то напоминают йогу. Так как сердце и мозг работают постоянно, то для их работы нужны большие дозы кислорода. Профессиональные фридайверы настолько овладевают собственным организмом, что приучают его обходиться минимальными дозами кислорода, замедляя все активные процессы. Например, зафиксировано, что у некоторых спортсменов при погружениях на большие глубины частота пульса составляет всего 6 ударов в минуту, тогда как норма над поверхностью моря — в 10-12 раз больше.

Источники сюжета

  1. Французский роман-фельетон «Человек, который может жить в воде» Жана де Ла Ира, публиковавшийся газетой «Le Matin» (Париж) с июля по сентябрь 1909 года. Главный герой иезуит Фульбер, мечтающий о власти над миром, пересаживает маленькому Гиктанеру заменяющие одно легкое жабры молодой акулы и внушает ненависть ко всему роду человеческому. Подросший Гиктанер пускает ко дну целые эскадры, а его наставник предъявляет мировой общественности ультиматумы. Так продолжается, пока Гиктанер не влюбляется в Моизетту, которая открывает ему существование Бога. Человек-амфибия выходит из подчинения Фульберу, делает в Париже операцию по удалению жабр, а затем перебирается жить на Таити вместе с Моизеттой.
  1. Русский роман «Человек-рыба» анонимного автора, созданный на основе текста Жана де Ла Ира, напечатанный в петербургской антисемитской газете «Земщина» осенью 1909 года. В русской переделке сохраняются основные сюжетные линии французского подлинника, однако Фульбер становится евреем и старается подчинить мир международному еврейству, чтобы «поработить человеческую расу».

Литературовед М. Н. Золотоносов, указавший в 2003 году на эти источники, считает, что непосредственным образцом для Беляева стал роман «Человек-рыба»: он был переработан «по-советски» и получил вместо антисемитского — гуманистическое звучание.

Критика

Критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей.

«Литературная газета» окрестила экранного Ихтиандра «Тарзаном с жабрами»: «Ихтиандр? Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами!».
Критик А. Зоркий также писал: «Вместо живой стихии океана, повелителем и пленником которой был Ихтиандр, — этакая немыслимая красота моря, где плавают Ихтиандр и Гуттиэре, облачённые в эффектные костюмы, напоминающие серебряные обертки от шоколадных конфет. Что ж, и игра актёров гармонирует вполне сему пёстрому зрелищу. Нельзя без иронии глядеть на М. Козакова (Педро Зурита), мрачно играющего нечто предельно отрицательное и в высшей степени не существующее на земле, на Вл. Давыдова (Ольсен), которому приходится воплощать загадочный образ гонимого журналиста. Нельзя без сожаления глядеть на А. Вертинскую, которая не сумела стать ни гриновской Ассолью („Алые паруса“), ни беляевской Гуттиэре».

READ  Стреляем низкую встречную. что ставить во главу угла?

Литературовед и критик Станислав Рассадин обвинял фильм в «красивости» до приторности. Рассадин начал статью такими словами:
«Об этом фильме можно было бы написать даже фельетон — слишком много в нем довольно элементарных накладок и самых незамысловатых банальностей. Но писать фельетон не хочется: фильм нравится зрителям. И даже будит чувства добрые».
«Подводные съёмки и вправду безупречны, — писал он, — и, наверное, это будет иметь большое значение для развития кинематографа, в особенности для приключенческих фильмов». «Но фальшь всего образного строя фильма, его легковеснейшая красивость настраивают на несерьёзное восприятие всего, что делается на экране, — даже того, за чем стоит следить, чем стоит восхищаться. Всё-таки даже самых замечательных технических новшеств мало для того, чтобы создать художественное произведение» — заключал критик.

Известный литературовед и критик Борис Галанов написал разгромный отзыв о фильме: «Успех вполне ремесленнического фильма „Человек-амфибия“, фильма, в котором нет ни настоящей красоты, ни хорошего вкуса, зато есть масса красивости и безвкусицы, вызывает не только огорчение и досаду. Успех этот заставляет призадуматься о судьбах жанра».

Критика фильма продолжалась и в последующие годы. Специализировавшийся на научной фантастике критик Всеволод Ревич написал, что политические идеи фильма «сведены к удручающей прямолинейности, художественные — к мелодраматическому любовному треугольнику и безвкусным, тарзаньим прогулкам Ихтиандра по крышам».

Киновед Олег Ковалов обратил внимание на то, что самую знаменитую «разносную» статью о фильме написал не догматик, а яркий «шестидесятник» и автор самого этого термина Станислав Рассадин. Его претензии он счёл чисто эстетическими: «Это вполне понятно: глаз человека 1960-х, адаптированный к эстетике неореализма и разнообразных „новых волн“ с их культом натуральных и неприглаженных фактур, невероятно раздражала сама условная эстетика ловко и увлекательно сделанной, к тому же — внешне эффектной вещи

Это казалось не просто дурновкусием, а стратегически опасным отступлением от жизненной правды…»

Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом (это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва), картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

Киновед и кинокритик А. В. Фёдоров написал, что успеху фильма помогли «не только уникальные для своего времени подводные съёмки и обаятельный дуэт В. Коренева и А. Вертинской», но и то, что он стал символом эпохи «оттепели».

А. В. Фёдоров дал также следующую оценку фильму:

В книге «Великие советские фильмы» (2011) картина отмечена как «единственная среди беляевских экранизаций несомненная удача в художественном и постановочном отношении».

Режиссер Квентин Тарантино признался что «Человек-амфибия» является его любимым русским фильмом.

Прыжок в бездну

При погружении фридайвер должен следовать определенным правилам. Наталью Молчанову этому не учили, и она разработала свою методику ныряния, которая стала популярна во всем мире

Научный взгляд

С возрастом состояние кровеносных сосудов головного мозга ухудшается: нарушается их эластичность (а это риск инсульта), уменьшается площадь сечения, слабеет кровоснабжение клеток (риск склероза сосудов с последующим старческим слабоумием). В этом смысле фридайвинг полезен для здоровья: во время задержки дыхания в крови растет напряжение углекислого газа (гиперкапния) и одновременно с этим падает давление кислорода (гипоксия). Сосуды головного мозга расширяются, чтобы обеспечить поступление в ткани постоянного количества кислорода. После завершения задержки дыхания тонус сосудов возвращается в прежнее состояние — настоящая гимнастика! Если упражнения по задержке дыхания не чрезмерны, то они могут принести большую пользу — в спортивной медицине, например, гиперкапнические упражнения применяются для повышения физической выносливости.

* При погружении фридайвер испытывает три состояния плавучести. При положительной плавучести масса вытесненной телом воды больше массы тела — фридайвер всплывает или находится на поверхности. С увеличением глубины легкие сжимаются, возникает отрицательная плавучесть — спортсмен вытесняет меньше воды и погружается быстрее. При нейтральной плавучести масса вытесненной телом воды равна весу тела — фридайвер «зависает» на месте.

Признание и награды

  • На конкурсе фильмов 1962 года, проведённом журналом «Советский экран», зрители назвали фильм среди пяти лучших, в десятку лучших актеров вошли А. Вертинская (6 место) и В. Коренев (8 место), композитор А. Петров и оператор Э. Розовский (1963).
  • Приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия, )
  • II приз «Серебряный космический корабль» на I МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте ()
Хорошо, что у меня есть только один фильм — светлый, добрый, но который все вспоминают. Некоторые сыграли во многих фильмах, но кто вспомнит эти роли…
Владимир Коренев

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Алексей КаплерПо мотивам одноимённого романа Александра Беляева
  • Постановка — Геннадия Казанского, Владимира Чеботарёва
  • Главный оператор — Эдуард Розовский
  • Художники — Всеволод Улитко, Тамара Васильковская
  • Режиссёры — Е. Немченко, В. Терентьев
  • Операторы — Михаил Аврутин, Мирон Темиряев
  • Композитор — Андрей Петров
  • Звукооператор — Лев Вальтер
  • Хореография — Кирилл Ласкари
  • Комбинированные съёмки:Оператор — В. Кабанов, Михаил ШамковичХудожник по костюмам — Мария Кандат
  • Консультанты — Владлен Кебкало, Рэм Стукалов, Владимир Карпичев(в титрах не указаны)
  • Монтаж — Людмилы Образумовой
  • Редактор — Арнольд Витоль
  • Текст песен — Юлии Друниной, Соломона Фогельсона
  • Исполнительница «Песенки о морском дьяволе» (за кадром) Нонна Суханова; исполнитель «Песни бродячего певца» Артур Почиковский
  • Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио (в титрах не указан)Дирижёры — Арвид Янсонс, Александр Владимирцов
  • Директор картины — Иван Провоторов

Критика

Критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей.

«Литературная газета» окрестила экранного Ихтиандра «Тарзаном с жабрами»: «Ихтиандр? Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами!». Критик А. Зоркий также писал: «Вместо живой стихии океана, повелителем и пленником которой был Ихтиандр, — этакая немыслимая красота моря, где плавают Ихтиандр и Гуттиэре, облачённые в эффектные костюмы, напоминающие серебряные обертки от шоколадных конфет. Что ж, и игра актёров гармонирует вполне сему пёстрому зрелищу. Нельзя без иронии глядеть на М. Козакова (Педро Зурита), мрачно играющего нечто предельно отрицательное и в высшей степени не существующее на земле, на Вл. Давыдова (Ольсен), которому приходится воплощать загадочный образ гонимого журналиста. Нельзя без сожаления глядеть на А. Вертинскую, которая не сумела стать ни гриновской Ассолью („Алые паруса“), ни беляевской Гуттиэре».

Литературовед и критик Станислав Рассадин обвинял фильм в «красивости» до приторности. Рассадин начал статью такими словами: «Об этом фильме можно было бы написать даже фельетон — слишком много в нем довольно элементарных накладок и самых незамысловатых банальностей. Но писать фельетон не хочется: фильм нравится зрителям. И даже будит чувства добрые».
«Подводные съёмки и вправду безупречны, — писал он, — и, наверное, это будет иметь большое значение для развития кинематографа, в особенности для приключенческих фильмов». «Но фальшь всего образного строя фильма, его легковеснейшая красивость настраивают на несерьёзное восприятие всего, что делается на экране, — даже того, за чем стоит следить, чем стоит восхищаться. Всё-таки даже самых замечательных технических новшеств мало для того, чтобы создать художественное произведение» — заключал критик.

Известный литературовед и критик Борис Галанов написал разгромный отзыв о фильме: «Успех вполне ремесленнического фильма „Человек-амфибия“, фильма, в котором нет ни настоящей красоты, ни хорошего вкуса, зато есть масса красивости и безвкусицы, вызывает не только огорчение и досаду. Успех этот заставляет призадуматься о судьбах жанра».

Критика фильма продолжалась и в последующие годы. Специализировавшийся на научной фантастике критик Всеволод Ревич написал, что политические идеи фильма «сведены к удручающей прямолинейности, художественные — к мелодраматическому любовному треугольнику и безвкусным, тарзаньим прогулкам Ихтиандра по крышам».

Киновед Олег Ковалов обратил внимание на то, что самую знаменитую «разносную» статью о фильме написал не догматик, а яркий «шестидесятник» и автор самого этого термина Станислав Рассадин. Его претензии он счёл чисто эстетическими: «Это вполне понятно: глаз человека 1960-х, адаптированный к эстетике неореализма и разнообразных „новых волн“ с их культом натуральных и неприглаженных фактур, невероятно раздражала сама условная эстетика ловко и увлекательно сделанной, к тому же — внешне эффектной вещи

READ  В вашингтон пришла поморская ладья "пилигрим"

Это казалось не просто дурновкусием, а стратегически опасным отступлением от жизненной правды…».

Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом (это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва), картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

«В структуре этого фильма, — считал О. Ковалов, — возможно, и бессознательно — закодировано образное высказывание о том, что такое глубоко „лабораторное“ создание, как советский человек, просто обречено, как рыба без воды, задыхаться в стихиях свободного мира».

Киновед и кинокритик А. В. Фёдоров написал, что успеху фильма помогли «не только уникальные для своего времени подводные съёмки и обаятельный дуэт В. Коренева и А. Вертинской», но и то, что он стал символом эпохи «оттепели».

А. В. Фёдоров дал также следующую оценку фильму:

В книге «Великие советские фильмы» (2011) картина отмечена как «единственная среди беляевских экранизаций несомненная удача в художественном и постановочном отношении».

В ролях

  • Владимир Коренев — Ихтиандр (роль озвучил Юрий Родионов)
  • Анастасия Вертинская — Гуттиэре (роль озвучила Нина Гуляева)
  • Михаил Козаков — Педро Зурита
  • Николай Симонов — доктор Сальватор
  • Анатолий Смиранин — Бальтазар
  • Владлен Давыдов — журналист Ольсен

В эпизодах

  • Альберт Антонян — Кристо, ловец жемчуга
  • Нина Большакова — кафешантанная певичка

    Песню в стиле буги-вуги «Эй, моряк!» исполнила Нонна Суханова

  • Александр Захаров — полицейский
  • Анатолий Иванов — дублер Ихтиандра в наиболее сложных подводных кадрах
  • Владимир Кудряшов — исполнитель танца
  • Николай Кузьмин — матрос
  • Михаил Медведев — боцман
  • Юрий Медведев — торговец рыбой
  • Анна Никритина — мать Зуриты
  • Ирина Орлик — исполнительница танца
  • Георгий Тусузов — эпизод
  • А. Шагинян — Санчо, парень на танцах
  • Арарат Агаджанян — парень на осле во время погони по городу
  • Сергей Боярский — начальник охраны тюрьмы (в титрах не указан)
  • Тито Ромалио-младший — мальчик-разносчик газет (в титрах не указан)
  • Анатолий Столбов — охранник тюрьмы (в титрах не указан)
  • Станислав Чекан — охранник тюрьмы (в титрах не указан)

Библиография

  • Человек-амфибия: Научно-фантастический роман / Рис. А. Блэк. — 3-е изд. — М.-Л.: Детгиз, 1946. — 184 с. 7 руб. 30 000 экз. (п)
  • Человек-амфибия: Научно-фантастический роман. — М.: Гослитиздат, 1956. — 168 с. — (Массовая серия). 2 р. 75 к. 300 000 экз.
  • Властелин мира: / Рис. Ю. Трупакова. — Горький: Книжное издательство, 1958. — 672 с. 12 р. 15 к. 75 000 экз.
  • Остров Погибших Кораблей: Повести и рассказы / Сост. Б. Ляпунова; Предисл. издательства; Худ. В. Власов, В. Куприянов, Л. Рубинштейн, В. Стародубцев. — Л.: Детгиз, 1958. — 672 с. — (Библиотека приключений и научной фантастики). 12 р. 85 к. 75 000 экз. (п)
  • Остров Погибших Кораблей: Повести и рассказы / Вступ. ст. Б. Ляпунова; Худ. В. Власов, В. Куприянов, Л. Рубинштейн, В. Стародубцев; Оформление О. Маслакова. — Л.: Лениздат, 1958. — 672 с. 12 р. 85 к. (11 р. 85 к.) 150 000 экз. (п)
  • Человек-амфибия: Научно-фантастический роман. — Тюмень: Книжное издательство, 1958. — 172 с. 2 р. 20 к. 110 000 экз.
  • Звезда КЭЦ: / Рис. С. Бродского. — Оренбург: Книжное издательство, 1959. — 404 с. 7 р. 55 к. 100 000 экз.
  • Звезда КЭЦ: . — Владивосток: Приморское книжное издательство, 1959. — 616 с. 11 р. 15 к. 150 000 экз.
  • Властелин мира: . — Воронеж: Книжное издательство, 1959. — 488 с. 8 р. 20 к. 200 000 экз. (п)
  • Остров Погибших Кораблей: Научно-фантастические повести и рассказ. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1959. — 264 с. 5 руб. 30 000 экз.
  • Человек-амфибия; Звезда КЭЦ: Научно-фантастические романы / Оформл. Л. Замаха. — Минск: Госучпедгизиздат, 1959. — 328 с. — (Школьная серия). 6 р. 20 к. 100 000 экз.
  • Звезда КЭЦ: . — Кишинев: Картя молдавеняска, 1960. — 648 с. 11 р. 50 к. 225 000 экз.
  • Остров Погибших Кораблей: Повести и рассказы / Сост. Б.Ляпунова; Предисл. издательства; Худ. В. Власов, В. Куприянов, Л. Рубинштейн, В. Стародубцев. — 2-е изд. — Л.: Детгиз, 1960. — 672 с. — (Библиотека приключений и научной фантастики). 12 р. 85 к. 150 000 экз.
  • Человек-амфибия: Научно-фантастические романы / Рис. О. Коровина. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 600 с. 1 р. 04 к. 100 000 экз.
  • Человек-амфибия: Научно-фантастическая повесть / Рис. В. Хлебникова. — Ярославль: Книжное издательство, 1962. — 168 с. 43 коп. 150 000 экз. (п)
  • Голова профессора Доуэля; Человек, нашедший своё лицо: Научно-фантастические повести. — Мурманск: Книжное издательство, 1965. — 326 с. 57 коп. 100 000 экз.
  • Избранные научно-фантастические произведения: В 2 томах / Сост. Б. В. Ляпунов; Худ. С. Бродский. — М.: Молодая гвардия, 1956. — (Библиотека научной фантастики и приключений). 150 000 экз. (п)
  • Избранные научно-фантастические произведения: В 2 томах / Сост. Б. В. Ляпунов; Рис. С. Бродского; Оформление В. Жукова. — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1957. 150 000 экз. (п)
  • Избранные научно-фантастические произведения: В 3 томах / Сост. Б. Ляпунов; Худ. С. Бродский. — М.: Молодая гвардия, 1957. — (Библиотека научной фантастики и приключений).
  • Избранные научно-фантастические произведения: В 3 томах / Сост. Б. В. Ляпунов; Рис. С. Бродского; Оформление С. Пожарского. — М.: Молодая гвардия, 1958. — (Библиотека научной фантастики и приключений). 150 000 экз. (п)
  • Собрание сочинений в восьми томах / Обложка и титул Б. Маркевича. — М.: Молодая гвардия. — (Фантастика. Путешествия. Приключения). 200 000 экз. (п) том 3. (Человек-амфибия. Подводные земледельцы) 384 с. с илл. с. 5-204.

Ремейки

В 2004 году режиссер Александр Атанесян снял фильм «Человек-амфибия. Морской дьявол» (в главной роли Саид Дашук-Нигматулин).

В декабре 2016 года в рамках Международного культурного форума в Санкт-Петербурге российская кинотелевизионная компания «Главкино», киностудия «Ленфильм» и Русско-китайский фонд развития культуры и образования заключили соглашение о съёмках нового ремейка советского фильма. Ремейк будет ориентирован в первую очередь на китайского зрителя, главные роли будут исполнять китайские актёры с участием звёзд российского кино. Для китайского рынка роль Ихтиандра будет исполнять девушка, а Гуттиэре — мужчина, действие будет происходить в Китае. При подготовке съёмок планируется использовать костюмы, реквизит, эскизы и раскадровки оригинального фильма, сохранённые студией «Ленфильм», предполагается использование и музыки Андрея Петрова. Бюджет фильма запланирован в объёме не менее 20 млн юаней или 3 млн долларов США. Начало съёмок ожидается летом 2018 года, они должны проходить в Китае, в Крыму и подмосковном комплексе «Главкино». Выход ремейка на экран предполагается через 3 года.

Фридайвинг – вид спорта с богатой историей

Фридайвинг является настолько древним занятием, что сказать точно, когда же он появился, невозможно. Известно, что в Древней Греции воины ныряли с задержкой дыхания без акваланга для совершения диверсий на кораблях противников. В Японии существовали ныряльщики, промышляющие вылавливанием жемчуга.

Даже сегодня в разных уголках планеты все еще есть народы, сохранившие древние обычаи, ставшие их культурными особенностями. Кто-то занимается этим с целью развлечения туристов, а кто-то – преследуя определенные бытовые цели. Так, например, на Филиппинах до сих пор есть «морские цыгане» (баджао), в Полинезии – ныряльщики за жемчугом, в Японии – «человек моря» (ныряльщицы Ама).

Мировой рекорд после травмы

Все-таки фридайверы — это еще и спортсмены. И у вас проводятся чемпионаты мира и Европы, у вас есть федерации. Вы рассказывали, что в сентябре будете участвовать в командном чемпионате мира на Сардинии.Погуглил и наткнулся на удивительные цифры. В частности, мировой рекорд по задержке дыхания — более 11 минут, это когда спортсмен лежит лицом в воду. У женщин мировой рекорд принадлежит вашей маме — более 9 минут. Если честно, в это трудно поверить.Я уже не спрашиваю вас о том, сколько раз вы участвовали в чемпионатах мира.А вот здесь подробнее…Неприятные, наверное, ощущения, когда воздух не может выйти? Это же баротравма!А какая это обычная скорость всплытия?И как после всего случившегося вы рискнули выступить на чемпионате мира, да еще установить рекорд?Как восстанавливались?
Чемпионат мира в Каламате. Только что установлен мировой рекорд. Фото: Дан Верхоувен.

Я удивлен не меньше. Вообще на таких соревнованиях инциденты случаются, или даже трагедии?

Вклад в развитие спорта и кинематографа

Наталья занималась не только фридайвингом — спортом, без которого уже не мыслила себя, но и научной деятельностью, тесно связанной с ее главным увлечением. Здесь она тоже преуспела, став кандидатом педагогических наук, написав диссертацию и защитив ее в 2010 году. Было создано множество статей на тему фридайвинга, и готовилась к сдаче докторская работа. Благодаря ее исследованиям, наблюдениям и бесценному личному опыту, появилась обучающая программа, которую создала Наталья Молчанова. «Основы ныряния с задержкой дыхания» — ее название. В 2005 году Молчанова возглавила основанную ею Федерацию фридайвинга. До этого времени такой организации в России не существовало. С 2006 по 2009 год она приняла участие в нескольких телевизионных проектах, нацеленных на обучение глубоководному нырянию и подробному рассказу об этой спортивной дисциплине. Результатом работы стали документальные проекты: «Грани фридайвинга», «Основы фридайвинга» и «Техника ныряния во фридайвинге».

READ  Безумству храбрых

Дело привычки: одиночество и единение

Альпинист Райнхольд Месснер сказал, что с природой нужно быть честным, и первым взошел на Эверест без использования кислородных баллонов. Фридайвинг — это про честное отношение к природе?

Наталья: Конечно. Соревнования проходят в восьми дисциплинах: где-то можно использовать моноласту, где-то — держаться руками за страховочный трос (служит ориентиром под водой; иногда фридайвер прикрепляется к нему карабином. — Прим. «Вокруг света»). Но самая честная в этом плане дисциплина — «Постоянный вес», когда фридайвер погружается и поднимается, не касаясь руками троса, либо в ластах, либо без них. Тогда есть полная свобода.

Алексей: В 1976 году француз Жак Майоль нырнул на 100 метров со слэдом (устройство, предназначенное для спуска и подъема фридайвера. — Прим. «Вокруг света»), это была фантастика. Сейчас, когда известно, что человек может погружаться на такие глубины, полагаясь только на собственные силы, слэд используется при попытках установления рекорда. На соревнованиях пловец самостоятельно спускается и поднимается.

СОРЕВНОВАНИЯ
Дисциплины фридайвинга

В бассейне

Статическое апноэ (остановка дыхательных движений). Задержка дыхания на время. Динамика без ласт. Заплыв под водой в горизонтальном положении на задержке дыхания с использованием силы мышц. Динамика в ластах. Заплыв под водой в горизонтальном положении в моноласте или ластах на задержке дыхания.

В открытой воде

Постоянный вес без ласт. Спуск вертикально вниз и подъем вверх на задержке дыхания с использованием силы мышц. Постоянный вес. Спуск вертикально вниз и подъем обратно на задержке дыхания с использованием ласт. Касание троса допускается только в нижней точке для разворота.Свободное погружение. Погружение на задержке дыхания без использования дополнительного снаряжения. На спуске и подъеме фридайвер подтягивается по тросу.Переменный вес. Спуск вниз с помощью дополнительного груза и подъем вверх с задержкой дыхания с использованием силы мышц. Разрешается подниматься, подтягиваясь по тросу. Без ограничений. Спуск на тележке или с использованием дополнительного веса с задержкой дыхания. Подъем с помощью шара, наполняемого воздухом, дайверского костюма, пояса с надувными элементами или любого другого снаряжения.

На фото: во время погружения и подъема в дисциплине «Постоянный вес» фридайвер не имеет права касаться руками страховочного троса. Фото: Lia Barrett

Вы без кислорода, совершенно одни, на глубине, в темноте, в чуждом мире. Случись что, помощи ждать неоткуда. Мурашки по коже…

Н.: Дело привычки. Страшно было только в первый раз в Геленджике в конце 90-х. В то время американка Таня Стритер установила рекорд, погрузившись на 75 метров. Я опустилась на 25. Темно и холодно, ужасное чувство! Потом нырнула на Красном море. Вода была прозрачная, вокруг много света. Увидела невероятную красоту и ощутила спокойствие. С легкостью погрузилась на 38 метров и поняла, что хочу вернуться в этот другой мир.

Во время погружения успеваете рассмотреть что-то вокруг?

Н.: На соревнованиях мы стараемся ни о чем не думать, чтобы полностью расслабиться и получить удовольствие от скольжения вниз и вверх. Когда ныряем просто так, видим красоту подводного мира и его обитателей.

Некоторые из них не очень дружелюбны…

А.: Акулы реагируют на блестящее. Человек в неопреновом костюме их не привлекает, проплывают мимо. Другие рыбы любопытные: если не тянуть к ним руки, стремясь потрогать, они подплывут ближе. В такие моменты перестаешь быть гостем в подводном мире…

Н.: В этом прелесть погружения без акваланга. Внизу мы одиноки, но это одиночество не пугает, оно со временем перерастает в единение с глубиной.

Ушел под лед

Международная ассоциация развития фридайвинга запретила подледные погружения из-за большой опасности.

В дайвинге есть направление ice-diving, когда ныряльщики с аквалангом погружаются под лед. Но среди фридайверов таких смельчаков совсем немного. Например, в 2002 году спортсмен из Австрии Дитер Бауман поставил рекорд по подледному погружению — 35 метров. Правда, официально такие рекорды не регистрируются, поскольку подледный фридайвинг по правилам AIDA (Международной ассоциации развития фридайвинга) запрещен ввиду слишком больших рисков. Однако российские спортсмены с 2005 года ежегодно совершают погружения под лед на акватории Белого моря, устанавливая свои личные рекорды и побеждая человеческую природу.

Сюжет

Рыбаки и ловцы жемчуга Буэнос-Айреса напуганы — в море появился таинственный «морской дьявол». Однако хладнокровный делец — владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита — решает поймать загадочное существо и приспособить его к делу. Он начинает патрулировать залив в надежде выследить «дьявола».
Двоякодышащий человек с лёгкими и жабрами акулы — это юноша по имени Ихтиандр — результат смелых экспериментов доктора Сальватора с пересадкой органов. Ихтиандр слабо знаком с людьми и цивилизацией — он вырос в доме отца и в море, его друзья — дельфины.

Как-то раз Ихтиандр увидел выпавшую за борт и тонущую девушку и спас её от гибели. Эта мимолётная встреча изменяет жизнь юноши. Он впервые выходит в город и находит там очаровательную Гуттиэре, которая и не знает, кто её настоящий спаситель. Между молодыми людьми возникают чувства. Однако отец девушки, Бальтазар, настаивает на том, чтобы она вышла замуж по расчёту за Зуриту (которого девушка и считает своим спасителем). Гуттиэре сопротивляется, но наконец сдаётся, полагая, что Ихтиандр, на её глазах бросившийся в море, утонул, и что её настоящий спаситель — Зурита.

После нескольких попыток Зурита, наконец, смог поймать «морского дьявола». Сальватор вытаскивает сына из лап Зуриты, но тот обвиняет доктора в нападении на его корабль. Доктора и Ихтиандра арестовывают и заключают в тюрьму. Однако друг Сальватора, влюблённый в Гуттиэре журналист Ольсен, помогает юноше бежать. Свободна теперь и Гуттиэре — её отец, болея душой за глубоко несчастную в браке с Зуритой дочь, в порыве ярости закалывает дельца. Но им не суждено обрести счастье: из-за того, что Ихтиандр в тюрьме слишком долго пребывал в бочке с водой, здоровье его ухудшилось, и теперь он уже не сможет покидать море.

Без Египта не обойтись

Про Ригу вы говорите, что у вас тут свой маленький вип-клуб. В Москве, наверное, другие масштабы?
Другие. У нас есть Федерация фридайвинга России, которая развивается. Развиваются и наши клубы, они есть по всей России. Сейчас мы занимаемся тем, что на английский переводим свои программы. У нас 45 русскоязычных инструкторов, сертифицированных нашей федерацией. Сколько всего людей в России регулярно занимаются фридайвингом, не могу сказать. У меня нет такой статистики. Только в Москве есть пять глубоководных баз.

В Латвии, насколько я знаю, клубы по фридайвингу можно пересчитать по пальцам одной руки: «Биг фиш», дайв-центр Coral, большой клуб фридайверов в бассейне на Кипсале под руководством рекордсменки Латвии Юлии Марьевич. Есть у нас свой гуру по погружению — рекордсменка Латвии Беата Грицкевич, которая последние годы работает в египетском Дахабе. Можно еще упомянуть Дениса Кермана, тоже известного нашего фридайвера. Но вернемся к Москве. Как проходят занятия?В Латвии с глубокими водоемами тоже проблема?Но ведь это большая разница: нырять в Египте, где-то на Синае, по визуальным ощущениям — в аквариуме; или где-то в холодных озерах, когда ничего вокруг не видно?Не страшно?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: