Содержание и форма. поэтика

Содержание и форма литературного произведения

В литературе содержание — это внутренний образ, сам смысл всего повествования. Смысл выражается через стиль, через гармоничное соединение слов, то есть через форму. Еще со времен аристотелевской «Поэтики» форма и содержание мыслилось авторами как неразделимое диалектическое понятийное единство.

Только сам Аристотель выражал эти категории немного иными словами. Он определял два понятия — «как» и «что». Эти категории соответствуют логическим понятиям субъекта и предиката. Форма романа не может существовать без наполнения, и мысли автора не могут передаться читателю, если автор не определит для них какую-то материальную базу.

Слово «форма» пришло из греческого языка и означает — внешний вид чего-то, образ. Категория формы неизменно связано с совокупностью чисто физических аспектов материального характера. А содержание связано с понятием сущности или содержания некоего образа.

В Древнем Риме понятие «содержание» противопоставлялось материальным предметам бытия. Разграничение этих понятий условно и отображает только потребность человека познавать. Это чисто философские термины. И в современный мир они пришли также как гносеологические категории.

Краткие содержание литературного произведения

Такие краткие описания экономят время у студентов филологических вузов. Студент, не читая весь объем текста, узнает основные сюжетные линии, ключевые конфликты произведения и некоторые черты характера главного героя.

Идейное содержание литературно-художественного произведения можно понять исходя из краткого описания сюжета. Краткое содержание помогает сформировать личное мнение студенту или ученику школы относительно героев и их взаимоотношений.

Содержание литературно-художественного произведения описывается в фабуле. Фабула — это предельно краткое содержание, где сюжетная линия показана в строгом хронологическом порядке.

Что такое форма и содержание произведения?

Содержание произведения – это идеи и принципы, которые положены в основу произведения. Структура самого содержания зависит от вида произведения. В упрощенном виде можно привести следующие примеры:

  • в научной статье содержание будет включать теории, концепции, гипотезы, факты, положенные в основу рассуждения;
  • в архитектурном проекте к содержанию можно отнести изначально поставленную задачу (площадь, этажность, назначение строения), выбранный архитектором стиль (барокко, классицизм и т.д.), смысловое и символическое значение объекта (например, памятника);
  • в фотографии содержанием является  объект съемки, настроение, которое хотел передать фотограф и идеи, которые он хотел донести до публики.

Одни и те же идеи, одни и те же концепции, методы и способы могут составлять основу целого ряда произведений и даже произведений целой эпохи. Ярчайший пример – библейские сюжеты в произведениях эпохи Возрождения. Содержание не имеет четких границ, оно находится в “глубине” произведения. Содержание произведения зависит от субъективного восприятия читателя или зрителя. Содержание отвечает на вопрос: “Что хотел сказать автор?”

Форма произведения – это то, как автор выразил идеи, положенные в основу произведения. В отличие от содержания форма объективна. Часто выделяют внутреннюю и внешнюю форму произведения.

Внешняя форма произведения – это язык, которым написано произведение. В литературном произведении внешняя форма – это сам текст, в изобразительном – само изображение. Внешняя форма может быть скопирована без каких-либо интеллектуальных усилий, в т.ч. без участия человека, техническими средствами.

Внутренняя форма – это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение. В определенном смысле внутренняя форма – это связующее звено между внешней формой и содержанием, но внутренняя форма охраняется авторским правом. Скопировать внутреннюю форму, не использовав при это внешней, без приложения интеллектуального труда невозможно.

Форма и содержание произведения могут быть проиллюстрированы на следующем примере. Перед Вами эпиграф к книге Эрнеста Хемингуэя “По ком звонит колокол” на английском и русском языке.

No man is an Iland, intire of it selfe; every man is a peece of the Continent, a part of the maine; if a Clod bee washed away by the Sea, Europe is the lesse, as well as if a Promontorie were, as well as if a Mannor of thy friends or of thine owne were; any mans death diminishes me, because I am involved in Mankinde; And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee.

John Donne

    Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.

Джон Донн

Внешняя форма произведений совершенно различная, мы не найдем ни одного повторяющегося слова, т.к. отрывки написаны на разных языках. Однако внутренняя форма и содержание произведения одинаковы. Переводчик стремится к тому, чтобы сохранить внутреннюю форму произведения и через нее передать содержание произведения. Содержанием же будет идея, которую Джон Донн хотел донести до читателя этими словами.

Содержание

– это то, о чём повествуется в произведении.

Объективное — автор отображает общественно-историческую действительность с высоким уровнем правдивости. Герой воплощается в художественном тексте как человек своей эпохи, этноса и сословия.
Субъективное — тенденция противоположная предыдущей. Видна оценка автора, выражены не только мысли литературного героя, но и суждения автора. Читатель видит идейно-эмоциональное отношение автора к действительности. к ней (в опосредованной форме, при воссоздании жизненных ситуаций).
Непосредственное

— в книге приводятся реальные факты из человеческой жизни и непридуманные конкретные ситуации.

Тема – перечень событий и явлений в основе художественного произведения, область отражения реальности.

Проблематика – все проблемы, поднимаемые автором.

Проблема – точка напряженности между реальностью и желаемым. Из одной и той же темы можно вывести разные проблемы (тема крепостного права –проблема несвободы личности, развращения, социальной несправедливости).

READ  Москва «двух капитанов». 10 адресов, связанных с романом вениамина каверина

Идея – суть отношения автора к жизни; обобщающая мысль в основе художественного произведения, авторское отношение к изображаемому.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и правил.

Что такое форма выражения произведения?

Форма и содержание произведения – элементы произведения как нематериального объекта. От формы произведения как элемента нематериального следует отличать форму выражения произведения. Форма выражения – это материальная форма, в которой выражено произведение.  Существуют следующие формы выражения произведения:

  • письменная
  • устная
  • изобразительная
  • объемно-пространственная
  • аудиовизуальная (звуко- и видеозапись)

Значение формы выражения произведения заключается в том, что авторские права возникают с момента первого выражения произведения в любой объективной форме. Подробнее об этом можно прочесть в общих положениях об авторском праве. Одно произведение может быть выражено в различных формах. Например, рассказ можно изложить в письменном виде, а можно прочитать устно.

Анализ содержания литературного произведения

Анализ необходим для более полного осознания тех вопросов, которые поднимает автор. Произведения литературы должны рассматриваться с двух сторон. Оценка дается и на соответствие техническим нормам и правилам составления сюжета, и на степень раскрытия темы.

Анализ также должен иметь определенную структуру.

План критического анализа произведения следующий:

  1. Определить тему и главную идею произведения. Насколько полно раскрыта тема.
  2. Проанализировать, соблюдена ли целостность формы и содержания.
  3. Охарактеризовать персонажей, систему образов в литературном произведении, проанализировать приемы раскрытия персонажей их правдоподобность в различных сценах.
  4. Охарактеризовать отношение самого автора к теме.
  5. Выяснить, как используются выразительные средства для создания образов; прокомментировать стиль писателя.

C.T. Колридж, английский поэт, критик, говорил о том, что произведение талантливого писателя от работ посредственного отличается абсолютной органичностью и целостностью.

Другой критик Б. Ларин разработал свой метод анализа — «Опыт анализа формы». Категория содержания литературного произведения здесь максимально раскрывается и детализируется.

Сочинения

  • Беседа в Московской Марфо-Мариинской обители милосердия / Архим. Димитрий. — М.: печ. А.И. Снегирёвой, 1914. — 16 с.
  • Св. благоверный князь Московский Даниил и Данииловский монастырь в Москве / Еп. Димитрий Можайский. — М.: Печ. А. И. Снегирёвой, 1916. — 15 с.
  • Владимирская чудотворная икона Богоматери — благодатный источник утешения во дни испытаний русской земли / Еп. Димитрий Можайский. — М. : печ. А. И. Снегирёвой, 1915. — 15 с.
  • Слово пред совершением паннихиды по приснопамятном митрополите Платоне, произнесенное в церкви Епархиальнаго дома 18 ноября 1912 г. / архимандрит Димитрий, действительный член церковно-археологическаго отдела при Обществе любителей духовнаго просвещения. — М.: Русская печатня, 1913. — 4 с.

Сюжет как основа произведения

Итак, произведение состоит из формы, идеи автора и композиции. Строится композиция по определенному шаблону. Начинается литературное произведение всегда с пролога, а заканчивается эпилогом. Основу композиции все знают с 8 класса школы:

  • Пролог.
  • Завязка.
  • Кульминация.
  • Развязка.
  • Эпилог.

Сюжет произведения часто во многих историях похож. В детективных произведениях следователь находит убийцу или грабителя; роман влюбленных в мелодраматическом сценарии заканчивается либо свадьбой, либо расставанием и сожалением. Но каждый автор наполняет сюжет своими красками, старается сделать героя интереснее, дарит читателю какие-то незабываемые эмоции.

Через сюжет, через трансформацию героя писатель доносит ту мысль, которую он задумал еще вначале своего повествования, как главную.

Иоганн Гете задачу писателя охарактеризовал так:

Вот, что значит совместить форму и содержание. История не пишется просто так, любой рассказ поднимает социальную или философскую проблематику. И чтобы раскрыть проблему, нужно уметь пользоваться образными выражениями языка и знать, как своего героя сделать близким читателю.

Поэтика

Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).

Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.

Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.

В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:

  • роды,
  • жанры,
  • мотивы,
  • сюжет и т.д.

Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.

Смотри также:

Словарь литературных терминов

Объяснение и примеры

Вопрос формы и содержания кажется очень простым: форма литературного произведения — это его внешняя оболочка, а содержание — внутреннее наполнение

Что же тут сложного? При такой постановке вопроса кажется, что приоритеты расставить легко: главное — это содержание, а какая у него форма — это не так уж важно

Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее.

Содержание и форма неразделимы, это единое целое. Читая литературное произведение, мы воспринимаем текст и извлекаем из него смысл. Каким будет этот смысл, зависит от формы. Изменив форму, мы получаем другое содержание.

Пример

Мы можем сказать, что «Илиада» Гомера — это история о Троянской войне. В каком-то смысле так оно и есть, но разве такое суждение даёт представление об этой поэме? Более подробный пересказ позволит нам ознакомиться с действующими лицами и событиями «Илиады», но непосредственно поэма пройдёт мимо нас. Нравится ли нам, как пишет Гомер? О чём повествуется в «Илиаде»? Об этом придётся делать выводы с чужих слов, в верности которых можно усомниться.

Ещё одна сложность заключается в том, что каждый элемент литературного произведения может быть одновременно и содержанием, и формой.

Единство формы и содержания

Поэтика

Вопросами формы (и неразрывно связанного с ней содержания) занимается поэтика. Можно назвать три значения термина «поэтика»:

  • художественность речи литературного произведения (какими словами);
  • особенность его структуры (из каких частей);
  • эстетика произведения или автора в целом (какое это произведение в целом или какова авторская манера).
READ  Гибридные силовые установки на катерах

Современная эстетика о связи содержания и формы

Современная эстетика подходит к взаимным отношениям содержания и формы по-иному. Содержание уже не считается доминирующей стороной, к которой должна пассивно приспосабливаться форма.

Т. Адорно отмечает, в частности, что в произведениях искусства форма является воплощением всех моментов их логичности или, если смотреть более широко, непротиворечивости. Категория формы долгое время казалась эстетике непроблематичной. Но эта категория не менее сложна, чем само понятие искусства. «Поскольку дефиниция искусства слабо связана с каким-то другим моментом, оно просто тождественно форме. Любой момент в искусстве может отрицать самого себя, в том числе и эстетическое единство, идея формы, благодаря которой только и стало вообще возможным произведение искусства, как целостный и автономный феномен». В другом месте Адорно замечает, что у искусства столько же шансов, сколько у формы, не больше.

Отношения содержания и формы в искусстве всегда склоняются в сторону приоритета формы в тех случаях, когда искусство опускается до уровня копирования реального положения вещей. Борьба против формализма игнорирует то обстоятельство, что форма, присущая содержанию, сама является «выпавшим в осадок» содержанием. Именно это, а не возврат к дохудожественной содержательности, обеспечивает преобладающее значение объекта в искусстве.

«Все без исключения черты радикального искусства, из-за которых оно подвергалось остракизму как формализм, – пишет Адорно, – порождены тем, что содержание в них содрогается и трепещет как живой организм, а не скроено по мерке гармонии, удовлетворяющей расхожим вкусам. Эмансипированная экспрессия, которой пронизаны все формы, порожденные новым искусством, протестует против романтического способа выражения посредством присущего ей, противоречащего формам, начала».

Следует отметить, что эмансипация формы характерна только для искусства и эстетики современного открытого общества. Эстетика современного закрытого общества исходит из положения о первичности содержания и вторичности формы, о неизбежном отставании формы от постоянно развивающегося содержания, о дисгармонии и противоречиях между содержанием и формой, постоянно грозящих опасностью формализма.

  • Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских паук. М., 1974. Т. 1. С. 299.
  • Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973. С. 423.
  • См. в этой связи: Никитина И. П. Содержание // Философия: энциклопедический словарь. М., 2004; Ее же. Форма // Там же; Ее же. Формализм // Там же.
  • Адорно Т. Эстетическая теория. С. 207.
  • Адорно Т. Эстетическая теория. С. 213.

Эстетика Гегеля. Идеал и образное выражение

В период расцвета немецкой классической философии термины литературного творчества старался изъяснить в рамках своего миропонимания Гегель

В его произведении » Эстетика» понятиям содержания и формы литературного произведения философ уделил особое внимание

Гегель заметил — образы творца произведения не могут быть чем-то ограниченным. Каждый художественный образ должен выражать заложенную в нем идею. Характер героя непременно сказывается на его облике и речи, а в интерьере комнаты должно отображаться прошлое хозяев и их отношение к материальной стороне жизни.

По этому поводу сам Гегель в своей «Эстетике», выдвинул основное положение:

Сюжет

Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.

Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).

Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.

Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.

Характер связи содержания и формы

С изменением учений о бытии и познании изменялось и значение понятия «форма».

У Канта формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории) означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в самом человеческом разуме.

По Гегелю, отношение между формой и содержанием есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т.е. их взаимопревращение. Гегель утверждает единство и содержания, доходящее до их перехода друг в друга, и вместе с тем подчеркивает относительность этого единства. «Эта надлежащая форма так мало безразлична для содержания, что она, скорее, составляет само это содержание. Произведение искусства, которому недостает надлежащей формы, нс есть именно поэтому подлинное, т.е. истинное, произведение искусства, и для художника как такового служит плохим оправданием, если говорят, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы». Пороки и достоинства формы всегда затрагивают содержание, и тем самым форма становится моментом содержания.

В целом традиционная эстетика склонялась к идее, что во взаимоотношениях формы и содержания последнее представляет подвижную, динамическую, ведущую сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и художественной формы в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой формы и возникновением новой формы, соответствующей изменившемуся содержанию. Особенно наглядно это должно проявляться в периоды смены стилей в искусстве. Так, реализм выражает содержание своего времени в совершенно иных формах, чем предшествовавшие ему барокко и романтизм.

Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием структуры.

Изучением динамически целостных форм, в особенности форм живых существ и pix развития, занимается морфология. Последнее понятие было введено в широкое употребление И. Гете для обозначения учения о формах живых существ, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных, хотя оно употреблялось в немецкой философии со времен Средневековья. После Гете этот термин стали относить также к духовным и культурным образованиям, и прежде всего к произведениям искусства. В частности, О

Шпенглер снабдил свою книгу «Закат Европы», в которой существенное внимание уделено развитию искусства, подзаголовком «Очерки морфологии мировой истории»

В эстетике и в художественной критике направления в искусстве и литературе, акцентирующие значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего, обычно именуются формализмом. Этот термин используется и в этике, где он обозначает всякую этическую теорию, которая, подобно этике Канта, кладет в свою основу чисто формальные принципы.

В общем случае «формальный» означает относящийся только к форме, но не к содержанию; значимый независимо от реального положения вещей; имеющий чисто логическое значение; основанный на принципах формализма; иногда – абстрактный, оторванный от жизни.

Опыт искусства показывает, что определенное содержание воплощается во вполне определенную форму, оно как бы требует этой формы для своего выражения. Дж. Рескин как-то заметил: «Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах». Скряге лучше прибегнуть к драматическим образам, а его критикам – к комическим.

Ф. Достоевский выражал убеждение в непереводимости одних и тех же образов из одного жанра в другой и нс одобрял попыток инсценировать его собственные романы. «Есть какая-то тайна искусства, – писал он, – по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. Я даже верю, что для разных форм искусства существуют и соответствующие им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что важнее — форма или содержание литературного произведения?

Ответ. Форма и содержание неразрывно связаны и одинаково важны.

Поясните единство формы и содержания на примере фрагмента стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под чёрной вуалью…»:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ответ. В этом фрагменте каждое слово наполнено гораздо более глубоким содержанием, чем кажется на первый взгляд. «Задыхаясь» и «крикнула» обозначают степень волнения героини. Её слова «Уйдёшь, я умру» — преувеличение, но сама героиня искренне верит в это. Герой же отстранён, что символизирует его спокойная и жуткая улыбка. Холодная реплика героя контрастирует со страстным волнением героини. Сила впечатления от прочтения этого фрагмента во многом обусловлена его краткостью. Такое содержание могло быть выражено только в этой форме.

Обозначьте основные черты эстетики творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ответ. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гротеском, что позволяет ему высмеивать недостатки жизни общества в своей манере.

Поделиться ссылкой

Найдено научных статей по теме — 15

Содержание и форма в философии XIX–XX вв

Карцева Галина Александровна

Исследуется противоречивая интерпретация категорий «содержание» и «форма» в философии и эстетике XIX–XX вв.

Политехнический музей: форма и содержание

Черкасов Георгий Николаевич, Чистяков Дмитрий Александрович

The article considers the peculiarities of organization and functioning of the polytechnic museum in the modern city: the interaction of function and form-building; the role of values of polytechnic museums in shaping urban develo

Понятийная триада «Форма-содержание-смысл»

Поляков Александр Федорович

Статья посвящена проблеме позиционирования понятийной триады «форма-содержание-смысл» в художественной культуре. Автор рассматривает данные категории в гносеологическом, субстанциальном и семантическом параметрах.

Проблема понятийной триады «Форма содержание смысл»

Поляков Александр Федорович

Статья посвящена вопросам генезиса и эволюции понятийной триады «форма содержание смысл». Автор рассматривает данные категории в культур-философском аспекте

Диалектика содержания и формы и проблема формализации

Мареев С.Н.

В статье показано, какую роль играет гегелевское различение формальной и содержательной формы в решении проблемы формализации в современной науке, прежде всего, в формализации математики. Автор указывает на анализ Л.С.

Форма и содержание современных концепций дисциплинарности

Павловский В.В.

В статье предпринимается попытка обзорно рассмотреть проблему междисциплинарного знания в современной науке, охарактеризовать основные формы взаимопроникновения дисциплин.

Инженерная графика: форма изложения и содержание конспекта

Гобралев Н. Н., Ильюшина Е. В.

Проанализированы особенности восприятия материала графических дисциплин студентамипервокурсниками. Предложены способы повышения эффективности его усвоения на лекциях и практических занятиях.

Форма и содержание офисных сетей в контексте социологического анализа

Писарева Мария Михайловна

Офисные взаимодействия по форме организации представляют собой сети. Сетевой подход позволяет сделать анализ архитектуры этих сетей, процесс включения новых участников, осуществление коммуникаций.

Технология проектирования содержания и структуры учебника нового формата

Мендубаева Залиха Абильдаевна

Статья посвящена технологии проектирования содержания и структуры учебника нового формата.

4. 2. Зомбирование: форма, содержание, инструментарий, некоторые персоналии

Хмелевский Сергей Владимирович

В представленной статье на основе социально-философского анализа исследованы форма, содержание, инструментарий феномена зомбирования.

Вопросно-ответный диалог: лингвистическая форма и коммуникативное содержание

Кузнецова Татьяна Игоревна, Кузнецов Игорь Александрович

Рассматриваются лингвистическая форма и коммуникативное содержание вопросно-ответного диалога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: