Москва «двух капитанов». 10 адресов, связанных с романом вениамина каверина

Географическое общество

Каверин поставил последнюю точку в «Двух капитанах» в 1944 году, действие романа тоже заканчивается в 1944-м. Писатель, как и многие его современники, предсказал победу за год до мая 1945-го. На последних страницах «Двух капитанов» капитан авиации Александр Григорьев, чудом выживший после серьезного ранения, гуляет по Москве со своей женой Екатериной Григорьевой. О победе говорится почти вскользь, но читатели в 1944 году понимают: ждать осталось недолго.

Победа в войне перекликается с личной победой капитана Григорьева. Начав свое расследование гибели экспедиции капитана Татаринова, он много раз пытался выступить в Географическом обществе с докладом об открытиях, которые успел сделать отец Кати, и об обстоятельствах, которые не дали ему вернуться. В 1944 году Саня прочитает свой доклад. В зале соберутся все — и Катя, и Валька, и Кира, и мама Киры, и Кораблев, и Николай Антонович. Последний будет повержен — а вместе с ним будет окончательно побежден старый мир.

Дом Татаринова

Несмотря на свою неприязнь к Николаю Антоновичу, Каверин все же селит этого героя на 2-й Тверской-Ямской улице, где прошел его первый московский год. Почему писатель делится с ним местом, с которым связаны теплые личные воспоминания? Потому что директор живет не один, а с семьей своего брата — капитана, не вернувшегося из экспедиции по Северному морскому пути. Вместе с ним живут вдова капитана Марья Васильевна, ее мать Нина Капитоновна и дочь Катя, которая станет единственной любовью главного героя.

Со старушкой Ниной Капитоновной Саня встречается где-то на Тверской. Он помогает ей донести до дома тяжелые покупки, хотя та поначалу против: накануне при таких же обстоятельствах беспризорники украли у нее лимон. Узнав, что Саня приехал в Москву из Энска, она смягчается, ведь это и ее родной город.

Дом Ивана Павловича Кораблева

Полная противоположность Николая Антоновича — учитель географии Иван Павлович Кораблев, справедливый, честный и добрый. Это он организовал в школе любительский театр и открыл актерский талант в Гришке Фабере, утверждавшем, что все мужские роли в «Принцессе Турандот» написаны для него. Кораблев быстро становится главным авторитетом для учеников — к возмущению директора школы. Тот соперничает с географом не только в работе, но и в личной жизни: они оба влюблены во вдову капитана Татаринова. Марья Васильевна выходит замуж за брата покойного мужа из благодарности за заботу о ней и ее дочери, не зная, что Николай Антонович подстроил гибель экспедиции. Страшная правда откроется в доме Кораблева: Саня перескажет ей обрывок письма, найденного в энском детстве. Там капитан просит жену не верить его брату.

READ  Чартер мегаяхты в стиле Роналду. Криштиану Роналду выбрал 47-метровую Africa I для отдыха в Средиземноморье

С этого момента начинается взросление главного героя. Всю свою дальнейшую жизнь Саня посвятит тому, чтобы найти следы погибшей экспедиции и доказать, что не оклеветал невинного человека, а сказал правду. Кораблев будет поддерживать Саню, как отец, а его холостяцкая квартира станет для главного героя чем-то вроде второго родительского дома. Вычислить местоположение дома, где жил Кораблев, несложно. Каверин дает довольно точные координаты: «Кораблев жил в Воротниковском переулке, в деревянном одноэтажном флигеле со ставнями и верандой, похожем на дачу». Также он упоминает, что из двора школы, то есть с Садовой-Триумфальной, были видны его окна. Значит, писатель имеет в виду перекресток Воротниковского переулка с Садовым кольцом.

Зоопарк

Благодаря роману мы можем заглянуть в Московский зоопарк 1920-х годов — глазами писателя, конечно

Это было не лучшее время в жизни зоосада, но тем не менее оно связано с важной вехой. В 1924 году здесь открылся Клуб юных биологов, где преподавали известные зоологи Петр Смолин и Петр Мантейфель

Из клуба вышло не одно поколение советских ученых. Очевидно, в Клубе юных биологов занимался Валька — одноклассник Сани, с детства обожавший животных. К моменту, когда Саня, Катя и ее подруга Кира пришли на прогулку в зоопарк, Валька уже был младшим научным сотрудником некой экспериментальной лаборатории.

Дом доктора

Еще один адрес из романа, который можно определить более или менее точно. Иван Иванович, по профессии доктор, а по убеждениям — революционер, которого Саня с сестрой укрывали у себя дома в Энске, в Москве тоже живет на Садовом кольце. Судя по описанию, которое дает Каверин, он имеет в виду доходный дом Чепелевской (Зубовский бульвар, дом 13).

Когда-то Иван Иванович научил Саню говорить, обнаружив у мальчика редкий случай немоты без глухоты. Позже он будет часто возникать в его судьбе, будто ангел-хранитель, помогая не только как врач. Доктор поселится на Крайнем Севере и будет содействовать Сане в поисках следов экспедиции капитана Татаринова.

READ  По жизни с широкой улыбкой: майк пейтон

Дом Киры

Повзрослевшая Катя, осознав подлость Николая Антоновича, уйдет из его дома. Со 2-й Тверской-Ямской она переедет на Сивцев Вражек — в квартиру к своей подруге Кире.

Для Сани это место сразу становится особенным — здесь они с Катей засиживаются до темноты на кухне Кириной мамы, здесь решают пожениться и быть вместе всю жизнь. Было оно особенным и для самого писателя: на Сивцевом Вражке жила его знакомая старушка, ставшая прототипом Нины Капитоновны. В «Письме к читателям» он пишет, что ее «еще недавно можно было встретить на Сивцевом Вражке, в той же зеленой безрукавке и с той же кошелкой в руке».

Москва в 1919 году

В Москву главный герой романа, мальчик Саня Григорьев, приезжает из провинциального Энска (за условным топонимом скрывается родной город Каверина Псков). Оставшись без родителей и решив не отправляться с сестрой в приют, Саня и его лучший друг Петька Сковородников сбегают в Туркестан — туда, где тепло и апельсины растут прямо на улицах. Но успевают добраться только до Москвы, где их пути надолго расходятся. Саня попадает в приемник-распределитель для беспризорных, откуда его переводят в школу-коммуну.

Дети-беспризорники, оставшиеся без родителей, были настоящим бедствием послереволюционных лет. Первые школы-коммуны интернатного типа для сирот, детей красноармейцев и бедняков появились в Москве в 1918 году. Огражденные от дурного влияния улицы, вчерашние беспризорники здесь должны были превращаться в новых граждан новой страны. Жизнь в школе изменила взгляд главного героя на столицу — сперва показавшись грубой, грязной и страшной, теперь она очаровывает его. Вот как описывает Москву того времени от его имени Вениамин Каверин. Писатель, как и его герой, впервые приехал в Москву в 1919-м — в уста Сани он вкладывает собственные воспоминания:

Третья студия МХАТ (Театр имени Евгения Вахтангова)

В Москве начала 1920-х был только один театр, о чьей постановке «Принцесса Турандот» могли говорить все — от искушенной публики до школьников. Это была Третья студия МХАТ на Арбате, в 1926 году переименованная в Театр имени Вахтангова. Постановка сказки Карло Гоцци «Принцесса Турандот» стала последней режиссерской работой Евгения Вахтангова и вершиной его творческой биографии. Спектакль имел — без преувеличений — феноменальный успех, о котором сегодня напоминает фонтан «Принцесса Турандот», установленный перед входом в театр в 1997 году.

READ  Закатавшая сына в бетон мать-убийца четыре месяца изображала горе

Вахтангов предложил оригинальную трактовку — спектакль внутри спектакля. Артисты играли актеров некого венецианского театра, разыгрывающих представление о принцессе Турандот. Зрители были в восторге — к оригинальному тексту Гоцци Вахтангов добавил злободневные комментарии, которыми обмениваются актеры между репликами своих персонажей. Спектакль во многом определил то, что сегодня называется вахтанговской школой: в нем ярко воплощена концепция Вахтангова о «театре-празднике».

Впрочем, Каверин выбирает для культпохода своих героев «Принцессу Турандот» не только как ярчайшее событие того времени. Здесь есть метафора: спектакль о принцессе, которая не хочет выходить замуж и пытается отвадить принцев, претендующих на ее руку, смотрит оказавшаяся в схожей ситуации Марья Васильевна. Жениться на ней мечтают сразу два человека, а она хранит верность пропавшему без вести мужу и не знает, что делать.

Школа-коммуна

Школу писатель помещает не просто на Садовую-Триумфальную, а почти на Триумфальную площадь — указания на это встречаются в тексте дальше. Несмотря на довольно четко определенное местоположение, школа, в которой учился Саня Григорьев, не существовала в реальности. Но ее директор — Николай Антонович Татаринов, грузный самодовольный человек, бледнеющий от смеха и очень любящий поучать окружающих, — списан с натуры.

Прототип самого отрицательного персонажа романа, к финалу становящегося персонифицированным инфернальным злом, — Артур Генрихович Готалов-Готлиб, директор Псковской гимназии, в которой учился Каверин. Чем тот обидел своего ученика, история умалчивает, но, очевидно, воспоминание о директоре накладывается на впечатление от Москвы, куда будущий писатель впервые приехал в 16 лет.

О том, что именно Готалов-Готлиб послужил прообразом Татаринова, писали многие знакомые Каверина с его слов. Сам писатель в «Письме к читателям» в ответ на многочисленные вопросы уклончиво называет прототипом директора московской школы, которую он окончил в 1919 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: