Статую правителя русских владений на аляске предлагают убрать из центра ситки

Сведения о «белых людях» на Аляске

В 1741 году во время плавания к северо-западным берегам Америки корабли В. Беринга и А.И. Чирикова в тумане разлучились. «Святой Павел» под командованием Чирикова пристал к большой земле, оказавшейся берегом Американского континента. Две шлюпки, посланные за водой, пропали вместе с людьми. Чириков отплыл восвояси.

В 1742 году Якоб Линденау, участник Второй Камчатской экспедиции, сообщил полученные им от чукчей сведения о поселениях белых людей, лежащих по ту сторону Берингова пролива. В 1764 году крещёный коряк Николай Дауркин, по его словам, видел на Аляске бородатых людей, молящихся в церкви, как русские. А в 1779 году казачий сотник Кобелев получил аналогичную информацию от алеутского старшины на острове Ратманова в Беринговом проливе и даже отправил с ним к этим таинственным людям в Кынговей (как назвал это место алеут) приветственное письмо, судьба которого неизвестна.

В 1784 году первый глава Российской Американской компании (РАК) Г.И. Шелихов основал колонию на острове Кадьяк у берегов Аляски. В последующие годы возникли другие поселения на побережье Аляски и на близлежащих островах. Один из компаньонов Шелихова в 1788 году встретил на берегу бородатых светловолосых людей, которых счёл пропавшими матросами со «Святого Павла» или их потомками. Однако ему не удалось разговорить их, поэтому откуда они взялись – осталось тайной.

В 1795 году преподобный Герман Аляскинский, возглавивший первую православную миссию на Американском материке, писал, что до него дошли сведения о живущих где-то на Аляске русских людях. Преподобный считал их новгородцами, бежавшими от гнева царя Ивана Грозного в 1570-71 гг. Правда, неизвестно, на чём он основывал своё предположение.

Экспедиции и фактории РАК в первой половине XIX века неоднократно получали сведения от индейцев, алеутов и эскимосов о неких светлых, бородатых людях, молящихся как русские, давно поселившихся где-то на Аляске. Правда, встретиться с ними новым русским колонистам так ни разу и не удалось.

Чукчи-пираты

Мореход Иван Кобелев в XVIII веке писал, что никакого особого флота для набегов у чукч не существовало – походы на Аляску совершались на обычных байдарках, на которых чукчи выходили в море охотиться.

В море столкновения приводили к перестрелке из луков и к водолазной войне – противник мог нырнуть в ледяную воду и распороть материал байдарки. Тогда она шла ко дну вместе со всеми людьми на борту. Но подобные случаи случались редко, так как оба северных народа плавать не умели, да и вообще водную стихию считали местом обитания злых духов – «кэле». Поэтому большая часть военных действий происходила на побережье.

Иногда цель похода была мирной, но в любой момент чукчи могли превратить его в настоящую пиратскую операцию по захвату добычи – стоило лишь аборигенам Америки дать слабину. Особенно пиратскими набегами славились чукчи, проживавшие на мысе Дежнева и на мысе Чаплина.

Сначала жертва

Вот как Нефедкин описывает торг чукчей с соседями: после радушного приветствия эскимосы и чукчи стали обмениваться новостями и угощать друг друга едой, затем открыли обмен. Перед обменом по традиции предков каждая из сторон принесла в жертву оленя: животных поставили головами друг к другу и убили, глядя, в какую сторону упавший олень повернет голову. По поверьям, если чей-то олень поворачивал голову в сторону чужаков, то его хозяевам в случае конфликта следовало наносить удар первыми.

Во время обмена вспыхнула ссора, которую так и не удалось погасить. Тогда чукчи стали готовиться к войне, которая должна была начаться с утра. Если их противники не желали войны, у них было время избежать конфликта, уйдя потихоньку ночью. Правда, это удавалось не всегда – часто оскорбленные чукчи могли догнать противников и отомстить им.

READ  «дочь ветра» станет внедорожником для морского волка

Едва Чукотку не променяли

Богораз пишет, что в конце концов, на Чукотке образовалась небольшое сословие торговцев, которые в конце XIX века стали вести торговлю не только с эскимосами, но и с торговцами из США. Американцы привозили чукчам американские оружие, патроны и пшеничную муку. Этому процессу немало способствовала Первая мировая, которая совершенно разорила русских купцов. Воспользовавшись этим, американцы захватили всю торговлю на полуострове и «Чукотская землица» стала превращаться в колонию США.

Процесс был остановлен большевиками, которые просто откупились от американского правительства золотым запасом России и этим положили конец экспансии США.

Доводы «за»

Задолго до экспедиций Беринга и Чирикова русским было известно о наличии большой земли напротив Чукотки. Эта земля обозначалась на картах Владимира Атласова (1696 г.), «Якутской карте» (1711 г.), карте якутского дворянина Ивана Львова (1736 г.). Ещё в 1732 г. Михаил Гвоздев на боте «Святой Гавриил» пристал к побережью Аляски.

Теоретически нет ничего невозможного в том, что какие-то отважные русские мореходы могли задолго до начала активной колонизации русскими Сибири в XVII веке проплыть далеко на восток вдоль побережья Северного Ледовитого океана и даже достигнуть Америки. Древние новгородцы основали поселение на острове Вайгач ещё в Х веке, в XII столетии проникли на восток от Уральских гор, в устье Оби.

В Якутии, в устье Индигирки, с незапамятных времён существует село Русское Устье. По местному преданию, оно было основано в 1570 году поморами. В этом году, кстати, Иван Грозный с опричниками предпринял карательный поход на Новгород. Русско-устьинцы смешались с туземным населением, но сохранили старинный севернорусский говор и православную веру старого обряда. Можно предполагать, что какая-то часть переселенцев не осталась в Русском Устье, а поплыла дальше на восток и добралась до Аляски.

Некоторые авторы предполагают, что новгородская колония на Аляске могла быть основана не в XVI, а в XV веке – на сто лет раньше предполагаемой даты. А бегство группы новгородцев могло быть вызвано спасением не от зверств Опричнины, а от присоединения Новгорода к Московскому государству, сопровождавшегося многочисленными насилиями, разорениями и депортациями населения Новгородской земли. Это могли быть и вольнодумцы, последователи т.н. ереси «жидовствующих», жестоко разгромленной Иваном III в конце XV – самом начале XVI века. Сторонники такой версии указывают на то, как, согласно сведениям Дауркина, потомки этих колонистов именовали реку Юкон на Аляске – Хеврон, видя в этом ассоциации с библейским названием.

Доводы «против»

Однако всё это лишь предположения, против которых есть серьёзные доводы. Так, раскопанное американцами «русское» поселение было потом передатировано и перетолковано как поселение алеутов XVIII века. А предметы русского происхождения могли попасть туда уже в результате меновой торговли с русскими, появившимися на Чукотке в XVII столетии.

Здесь, правда, есть интересный нюанс. Статью о русском поселении XVI века на Аляске американцы напечатали в 1944 году, когда наши страны были союзниками. В дальнейшем «холодная война» могла наложить отпечаток на научные выводы: американцы из политических соображений отказались от прежней версии. Какая-то из двух трактовок точно не верна (не исключено, однако, что обе), но при этом не обязательно – самая первая.

Туземцы Аляски были настроены крайне враждебно по отношению к русским, прибывшим туда в XVIII веке. Пятнадцать человек из экипажа Чирикова пропали на берегу без вести. РАК сразу натолкнулась на ожесточённое сопротивление, и первые её шаги по освоению Аляски ознаменовались массовыми истреблениями туземцев, нападавшими на русские поселения. Если таково было отношение местных индейцев и алеутов к пришельцам, то как могла закрепиться там в XVI веке небольшая группа новгородских беглецов?

READ  Франсуа габар установил новый рекорд одиночного кругосветного плавания

Впрочем, и этому может быть дано объяснение. На отношение аборигенов к РАК сильно повлияли их предшествующие контакты с экспедициями зверопромышленников, плававших в Аляску за десятилетия до основания РАК. Эти охотники не церемонились с местным населением и вполне могли возбудить их ненависть к белым. Кроме того, до алеутов и индейцев наверняка доходили какие-то вести от чукчей, с которыми русские вели постоянные войны на протяжении второй половины XVII и большей части XVIII века. В XVI веке таким настроениям у аборигенов Аляски ещё не откуда было взяться.

Захватывали, брали, в крайнем случае – меняли

Что же покупали или выменивали или захватывали у эскимосов чукчи?

Во-первых, рабов. Чукчи забирали у эскимосов рабов, которых те держали в качестве бесправной рабочей силы или же обращали в рабов пленников. Причем, взрослых мужчин рабами делали редко – это было опасно. Такой раб мог убить хозяина и бежать. Поэтому брали детей и подростков, которых легко было «сломать» и воспитать в своих традициях.

Забирали женщин детородного возраста. Их держали как рабынь, как наложниц и жен. Чукче было все равно, что дети будут от женщины другой национальности. Они даже хвастались, что чукотские мужчины любят «пробовать» женщин других народов.

В третьих, брали пушнину — лис, куниц и бобров, которые в изобилии водились на реке Маккензи. По-видимому, их выменивали у индейцев. Исследователю Владимиру Германовичу Богоразу чукчи рассказывали, что на другой стороне Берингова пролива в лесной чаще живут «невидимки». Из чащи леса они кричат: «Давайте торговать!», «Табак!», «Табак!» А когда чукчи кидают в чащу леса связки табаку, то из лесу им навстречу выкидывают мешок, набитый шкурками лис или бобров.

Кроме этого спросом пользовались ворвань – китовый жир, связки ремней из кожи моржей и тюленей, «беленые» и «черненые» шкуры лахтаков – «морских зайцев», которые шли на изготовление подошвы для обуви. Ценились мешки из нерпичьих шкур.

Все это привозилось на побережье Чукотки, откуда особые прибрежные чукчи, которые звались «поворотниками», развозили эти товары по полуострову, продавая их оленным чукчам или выменивая необходимые товары, например, на невыделанные шкуры телят северных оленей – шкуры пыжика, которые были нужны морским зверобоям для пошива зимней одежды на всю семью. Излишки пыжика везли на Аляску, где снова выменивали на них пушнину.

У обитателей Аляски чукчи захватывали и выменивали луки и стрелы, а у американских эскимосов забирали панцири. Богатой добычей считали продукты – забирали рыбу, моржовое и тюленье мясо.

Война с памятниками в США

Новая волна протестов с требованием убрать памятники ряду политических деятелей прошлого началась в США на фоне массовых протестов в связи со смертью афроамериканца Джорджа Флойда в Миннеаполисе (штат Миннесота). Полицейские использовали при его задержании 25 мая жесткий удушающий прием. Флойд умер после этого в больнице. Все четверо участвовавших в задержании сотрудников полиции уволены, им предъявлены обвинения.

Акции протеста зачастую перерастали в беспорядки и грабежи. В некоторых случаях вандалы портили памятники деятелям Конфедерации, которая объединяла штаты рабовладельческого Юга во время Гражданской войны в США (1861-1865). Кроме того, были снесены несколько памятников мореплавателю Христофору Колумбу, а также статуя первого президента США Джорджа Вашингтона в Портленде (штат Орегон).

В новость были внесены изменения (08:42 мск) — добавлены подробности.

READ  Гуманитарный флот Карла Аллена. Американский бизнесмен рассказывает о том, как обратить увлечение большими лодками на пользу обществу

Мнение историка

Как отметил в беседе с корреспонденту ТАСС историк Александр Молодин, президент фонда «Наследие» и член комитета по историческому наследию при Координационном совете организаций российских соотечественников (КСОРС) США, «под управлением Баранова была Российско-Американская компания в той части, которая находилась на Аляске». Как констатировал эксперт, Российско-Американская компания «сделала довольно много хорошего на Аляске, по крайней мере, принесла туда цивилизацию, производство, религию, там начало развиваться русское православие». Молодин подчеркнул, что на Аляску «все самые современные технологии на тот момент, естественно, приносились русскими».

Историк отметил, что во время пребывания Российско-Американской компании на Аляске между русскими поселенцами и тлинкитами регулярно имели место стычки. В них принимал личное участие и сам Баранов. Имели место в том числе случаи жестоких нападений тлинкитов на русские поселения, при которых гибли десятки человек. Вместе с тем отношения русских поселенцев с жившими севернее алеутами, к примеру, были очень хорошими.

Комментируя призывы к тому, чтобы убрать статую Баранова из центра Ситки, Молодин отметил: «Баранов является, естественно, хоть и противоречивой фигурой, но не столь отрицательной, как его пытаются представить общественности». Он добавил, что речь идет о попытках «перенести современные нормы на события конца XVIII и начала XIX века, что, собственно, невозможно сделать».

Споры о памятнике

Лич констатировал, что статуя была подарена городу одной из «влиятельных семей — Хеймсами». Ее члены также выступили на встрече совета. Они, по словам Лича, «сказали, что хотели бы сохранения статуи», но отметили, что окончательное решение должен принять совет. Они также призвали «уважать и сохранить работу скульптора».

Городской управляющий подчеркнул, что решение о возможном переносе статуи должен принимать совет. «Но пока не было представлено каких-либо законопроектов о том, чтобы что-то предпринять», — пояснил он. Городской управляющий допустил, что обсуждение будущего статуи могут продолжить на следующей встрече совета, которая, как ожидается, пройдет 30 июня. На данный момент этот вопрос на повестке не стоит. Лич заверил, что окончательное решение будет принято «с учетом всех заинтересованных сторон» из числа местных жителей. Как он констатировал, «есть сторонники обеих точек зрения».

По его словам, при принятии решения должно учитываться мнение обеих сторон. «У нас в городе, конечно же, есть люди, которые чтят русское наследие, и есть тлинкитское сообщество, которое составляет около трети населения города, так что мы попытаемся двигаться вперед в уважительном и конструктивном ключе», — подчеркнул Пэкстон.

Коварные гости

Даже торговля частенько превращалась в военный конфликт. Например, у самих чукчей есть сказ о таком торге: чукча по имени Эленди приезжает к богатому эскимосу торговать, заходит к тому в дом, пьет у него чай, курит его табак, а потом, видя, что эскимоса много нужных ему вещей, угрожает его убить, если тот не отдаст ему всем даром. В конце-концов, хозяин вызывает «гостя» на поединок, проигрывает ему, и чукча забирает эскимоса в рабство и увозит все его богатство.

На деле эскимосы были прекрасно осведомлены о чукотском коварстве, Медик Карл Мерк, участвовавший в экспедиции Биллингса-Сарычева, вспоминал, что не раз был свидетелем того, что как только эскимосы видели чукчей, сразу же надевали костяные доспехи и не выпускали из рук оружие – копья и луки. Причем, стрелы держали «на тетиве». Это было связано с тем, что честный торг мог в любой момент привести к ссоре – чукчи были очень вспыльчивы, и им часто казалось, что их обманывают или над ними насмехаются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: