Когда на море качка

Stabilizing the Market

It will soon be easier to add a Seakeeper gyro stabilizer to ever smaller boats.

When you talk about people’s first introduction to boating, it’s usually a 20- to 25-footer,” says Andrew Semprevivo, vice president of sales and marketing for Seakeeper. “We believe that if we could provide that stabilized experience, more people will get into boating, stay in boating, and hopefully eventually grow the industry as a whole.” Sounds like a noble goal: helping people enjoy boating more. When the company brought its first product to market, the Seakeeper 7000, designed for 50- to 65-foot boats, it was 2008, and the market climate was tough for a relatively expensive piece of equipment widely seen as a luxury item. Seakeeper needed to find a viable market, and it did so by making products to serve at the upper end: 100- to 200-footers.

“It led us to embark on the development of bigger products,” Semprevivo says. “But we always knew once we had the resources and the market awareness that we would scale this technology down to smaller boats.” The first step to achieving that vision was in 2014, when Seakeeper launched the SK-series—five products in five months. It was the first time that the company designed a product suited for boats under 50 feet: the Seakeeper 5.

“I think we’re getting back to what we always envisioned when this company was formed back in 2002,” Semprevivo says. “It’s crazy to think it was 15 years ago when the vision was to bring this product down to mainstream boating in 20- to 25-foot boats. I’ve always believed that the smaller the boat, the more applicable this product was, rather than traditional fin stabilizers.”

To answer the call, the company launched the Seakeeper 3DC to accommodate boats in the 30- to 40-foot range. Basically the unit was the same size and weight as the Seakeeper 5 (designed for boats in the 30- to 50-foot range and 20-ton displacement), but it would spin the gyroscopic flywheel more slowly at 6,400 rpm, rather than 10,700, requiring less power (it could run off alternators or a battery bank with inverter) and generating less stabilizing force.

But Seakeeper’s latest launch will be introduced at the Ft. Lauderdale International Boat Show: the Seakeeper 3, designed from the deck up to hit that 30- to 40-foot center console market. “It provides the exact same performance as what we’ve been providing to the marketplace over the last year with the Seakeeper 3DC, but it’s over 30 percent lighter, 25 percent smaller, and it will be more competitively priced at around $26,900,” Semprevivo says. “And we believe that this is just the next step in getting this product into the mainstream boating market.”

READ  5 самых впечатляющих одиночных кругосветных плаваний

Even better, Seakeeper understands the refit challenges as well on all boats, thanks to the structural requirements of dealing with the forces generated by the gyro stabilizer. “Most exciting, as we’re getting into the smaller products, the torque that’s applied is less than the bigger products, so it gives us a lot more opportunity in how we can mount the unit,” he says. “For the industry, both as a refit and for new builds, we have built a leaning post with Nautical Design (www.nauticaldesign.com), and built into the bottom panel of the leaning post is the gyro mount. Now all a boater will have to do is bond a leaning post to the deck. There’s no structural work or metalwork required.”

That’s a big difference, and one that could change the game for boaters looking to expand the range of conditions in which they, and their crews, feel comfortable enjoying their boats.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Для достижения рабочего режима любого гироскопа требуется время. На то, чтобы у 3DC достичь стабилизирующего эффекта, уходит 27 минут и еще 11 минут — до полной скорости вращения. Сторонники плавниковых стабилизаторов качки Zero Speed не преминут заметить, что такое ожидание не радует, только, на мой взгляд, это ерунда: кто мешает включить 3DC, как только вы взойдете на борт? На то, чтобы разложить вещи по местам, провести инструктаж команды по части безопасности и потихоньку начать выходить из марины, как раз уйдет полчаса.

Как и другие гироскопы, устройство 3DC можно установить в любом удобном месте. К примеру, на Contender 35ST оно находилось в небольшом рундуке прямо на палубе. На подобных моделях, не отличающихся обилием свободного места, это крайне выгодно. Единственное предостережение: на лодках, которые регулярно испытывают вертикальное ускорение больше чем ±1,0 g, гироскоп следует размещать кормовее центра тяжести (ЦТ).

Но я чувствую, что стартовая длина лодки 30 футов для Seakeeper 3DC не отражает весь потенциал устройства

Если принять во внимание, что плечо дополнительных 358 кг не создаст обременительный дифферентующий момент (вес всего четырех человек с багажом или типового аквабайка), компактные размеры устройства, аккумулятор и возможность установки почти где угодно за ЦТ, теоретически 3DC пригоден для любой лодки, владелец которой может потратить $ 29 000 (плюс стоимость установки). А учитывая тенденцию тотального повышения значимости комфорта на борту, даже небольших и недорогих лодок, столь экстравагантные (на первый взгляд) траты не следует считать напрасными

READ  Стоит ли пользоваться zoom, который в последнее время часто ругают

На фото: На Contender 35ST стабилизатор качки 3DC размещен в небольшом рундуке прямо на палубе.

Новейшие разработки систем стабилизации качки способны радикально расширить район эксплуатации небольших водоизмещающих круизеров.

Если лодки Nordhavn считаются океанскими, то существенно менее крупные Linssen Classic Sturdy 32 AC (на фото внизу) обычно воспринимаются как лодки для внутренних водных путей, хотя по прочности и жесткости конструкции не уступают Nordhavn.

У Nordhavn и Linssen скорость не превышает 8−10 узлов, когда о динамической остойчивости, препятствующей качке на волнении, можно не вспоминать. С точки зрения мореходности лодки обоих брендов близки.

Если исключить из рассмотрения мореходность, скорость, прочность и динамическую остойчивость, наиболее заметная разница между брендами в плане способности к офшорному плаванию окажется в том, что океанские лодки оборудуются стабилизаторами качки, в отличие от небольших Linssen и им подобных.

Теперь новое поколение стабилизаторов качки — гироскопы от Seakeeper и AntiRoll DMS — устранили основное препятствие для совершения на небольших лодках героических морских плаваний. Более того, эти системы хорошо работают на тихоходных лодках. Так что форсирование Ла-Манша на 30-футовом водоизмещающем круизере перестает быть испытанием на выносливость и остается только удовольствием.

АККУМУЛЯТОРЫ

Главное отличие 3DC, позволяющее считать ее существенным этапом в развитии подобных систем, состоит в том, что новый Seakeeper может работать от батарей. Сам по себе двигатель по-прежнему потребляет мощность 900 Вт (чистая синусоида однофазного инвертора, 110−230 В, 50/60 Гц), но на систему управления гироскопа с потребной мощностью 100 Вт подается напряжение 12 В. Теперь стабилизаторы можно ставить на небольшие лодки без генераторов!

Чтобы использовать столь малую мощность батареи, 3DC вращается с частотой 6400 об/мин (10 700 об/мин у Seakeeper 5). Следовательно, максимальный вращающий момент, противодействующий качке, составляет 6500 Н∙м — почти половину по сравнению с предыдущей моделью. Это объясняет, почему разработчики утверждают, что 3DC подходит для лодок длиной до 40 футов, тогда как Seakeeper 5 пригоден для лодок длиной 50 футов.

Преимущество меньшей скорости вращения состоит в том, что 3DC заметно тише — 62−64 дБ  по сравнению с 70−72 дБ  для Seakeeper 5 (в метре от устройства). Учитывая, что 65 дБ (А) — принятый уровень шума при обычной беседе, полное шумоподавление 3DC в хорошо изолированном отсеке не вызывает сложностей.

В конце апреля Seakeeper провел предварительные тесты на открытой рыболовной лодке Contender 35ST с реданированным корпусом (длина 35 футов, ширина 10 футов, водоизмещение 6 т). При высоте волн до метра и ветре 15 узлов (на порывах до 30 узлов) было зафиксировано почти полное (94%) подавление бортовой качки. Как видно на диаграмме, при включенном 3DC амплитуда большей части остаточных колебаний была снижена до 1° или менее — прямо как в штиль у причала.

ТЕСТ SEAKEEPER 5 НА PRINCESS 43

Спокойное море без какого-либо волнения, способного вызвать качку,  — не лучшие условия для испытаний систем стабилизации лодки. Так я думал, пока не потратил несколько часов июльским днем на тестирование Princess 43, снабженной гироскопическим стабилизатором Seakeeper 5.

READ  Леонардо Ди Каприо арендовал яхту арабского шейха для поездки на ЧМ-2014

Однако выяснилось, что, помимо способности существенно уменьшить крен на ходу или якорной стоянке, гироскоп имеет несколько скрытых возможностей. Управление джойстиком становится все более популярным, особенно при днищевых колонках типа Zeus или Volvo Penta IPS. В то же время сложное или быстрое маневрирование при управлении джойстиком может вызвать на удивление резкую бортовую качку, когда капитан делает это слишком энергично, особенно на лодках с IPS, где днищевые колонки установлены по нормали к днищу корпуса.

На фото: В таких «суровых» условиях мы испытывали установленный дилером на тестовой Princess 43 успокоитель качки Seakeeper 5.

Хотя на Princess 43 джойстик управляет обычными гребными валами и носовой подрулькой (не IPS), раскачивание заметно демпфировалось, но по-прежнему ощущалось, а Seakeeper 5 убрал его полностью. В результате я ощутил более полный контроль над лодкой, поскольку ход стал устойчивее.

Есть и другое преимущество, уже при швартовке. При включенном гироскопе лодка становится неколебимой как скала, даже когда экипаж прыгает на причал с кормовой платформы или с борта. На нашей Princess 43 это было хорошо заметно. На 30-футовых лодках, где могут быть установлены компактные устройства нового поколения Seakeeper 3DC (равно как и Seakeeper 5), это преимущество окажется еще более заметным.

Окончательный бонус проявляется в динамической остойчивости, что ощущаешь даже на гладкой воде. Одно из главных удовольствий от корпусов, разработанных Бернардом Олесински, — их замечательная проворность; такое качество совершенно не хочется утратить или хотя бы снизить.

Было бы хорошо предусмотреть Seakeeper 5 как опцию еще на верфи

В итоге я был приятно удивлен совокупным ощущением от Princess 43 при включенном гироскопическом успокоителе качки. Наиболее близкая аналогия, я думаю,  — разница между семейным седаном и спортивным автомобилем с жесткой рамой и тонко настроенной подвеской. Спорткар совершит поворот по той же траектории, но более точно и устойчиво. А самое приятное, что все эти плюсы не сопровождались никакими минусами (за исключением дополнительных финансовых затрат).

Слева направо: Панель управления Seakeeper 5 — проще не придумать. Генератор Cummins, аккумуляторы и трап показывают компактность Seakeeper 5 (в центре).

К сожалению, не было возможности проверить Seakeeper 5 в действительно сложных условиях, но предыдущие испытания более крупных гироскопов и впечатления от этого теста позволяют считать, что устройство заметно повысит комфорт и на волне — при ходе в водоизмещающем режиме, и на якорной стоянке. Этот эффект пропадает на скорости 15 узлов, когда начинает проявляться динамическая остойчивость корпуса. Шум устройства незначительный — на ходу и даже на якоре доминирует генератор, а не гироскоп, что является ограничивающим фактором. Гироскопический стабилизатор легко размещается в моторном отсеке Princess 43, оставляя дополнительное пространство для хранения
чего-либо.

Устройство стоит $ 29 000 (в США); его установка на лодку у дилера Seakeeper заняла около 250 часов, что подняло цену до $ 65 500 (с НДС). Монтаж гироскопического успокоителя качки на этапе сборки должен пройти быстрее и оказаться дешевле, но даже при этой цене мы, не колеблясь, его рекомендуем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: