В вашингтон пришла поморская ладья «пилигрим»

Необычное увлечение

Через некоторое время он принялся мастерить ладью. Грандиозное решение! Согласитесь, не каждый в наше время решится на такое. По словам Павла, он даже не понимает причины жажды приключений и тяги к корабельному делу. Вероятно, это генетика замечает он. Возможно, что у мужчины среднего возраста приходит озарение – так полагает Павел. Как признается Павел, едва он прикоснулся к раритетной лодочке, как искра пробежала между ним и этим старым просмоленным деревом. В тот же миг он ощутил, что нашел для себя настоящее мужское увлечение.

В качестве прототипа ладьи Павел взял Гокстадское судно викингов, на котором они выходили в море в XI в. Как известно, корабль нашли на берегу Норвежского Саннефьорда. Лодка в длину 23 м и с 5-метровой шириной впечатлил мастера из Карелии. Удивительно, но судно отлично сохранилось, став яркой находкой Скандинавского государства.

По сообщению Павла, Гокстадская ладья признается мастерами самым удачным мореплавательным строением викингов. Лодка с ее выразительностью, «курносыми» носами, щитами из древесины впечатляет. Полгода Павел строил ладью в 2018. Парус сшила супруга Павла, да и дети помогали отцу мастерить конструкцию. Семья назвала ладью в честь крестьянина Ивана Рокаччу. По историческим данным, в XVII в. герой возглавлял партизанский отряд. В Карелии не забывают его подвиг до сих пор. В народе говорят, крестьянин умел даже пройтись по водной поверхности. Иван неоднократно путешествовал по Онежским водам.

В тот момент Павел Долгих не задумывался о возведении корабля. Перед строительными работами Долгих тщательно изучал литературу, просиживал часами в библиотеках, освоил резьбу по дереву и учился у опытных корабелов. Попутно мужчина освоил множество навыков, ценных для корабельщика. Не думал Павел, что судьба подарит ему много друзей, как участников из клуба «Кречет» из Коми, занимающихся историческими реконструкциями. Наблюдая подвиги Ивана Рокаччу, он не думал, что однажды к нему придет мысль стать участником «Гандвика». Кстати, на фестивале участники смогут обучиться гончарному делу, посетить мастер-классы. Как отмечает Павел, он прямого отношения к реконструкциям не имеет. Однако мужчина восхищен последователями того необычного движения.

Идея путешествия

Еще зимой мы начали планировать большое летнее приключение.
Новое увлечение парусами и привязанность к Северу не оставляли нам выбора — на Белом море!
Вопрос был только в выборе маршрута, ведь Белое море большое и разное.

Сначала думали о несложном походе вдоль Карельского берега, в районе Кандалакши или Кеми.
Здесь живописные места, удобная заброска, и проще всего подобрать маршрут, соответствующий нашим парусным навыкам. Стали собирать информацию о походах в этих местах.
Но иногда среди прочих путешествий по Белому морю попадались и такие, от которых захватывало дух:
пересечения Горла Белого моря, длинные переходы вдоль пустынных арктических берегов…
Конечно, для такой экспедиции требуется достаточно свободного времени и немалый опыт, которого у нас пока не хватает.

В конце концов, решили не идти самым простым путем, а попытаться подобрать
наиболее интересный и сложный маршрут, который был бы нам по силам.
Хотелось посетить красивые, дикие, безлюдные места, попробовать совершить несколько больших морских переходов.
При этом темп движения должен быть разумным, с прогулками, рыбалкой и отдыхом,
и должна быть возможность при неудачной погоде сократить маршрут.

Главная сложность была с правильной оценкой своих возможностей.
До сих пор мы ходили в относительно простые походы, и на борту были дети.
Поэтому мы сознательно ограничивали сложность и длительность переходов.
Вторая серьезная проблема — мы шли одним судном, без страховки.
К безопасности следовало подходить очень аккуратно, на быструю помощь мы рассчитывать не могли.
И наконец, мы не знали морской специфики походов, до сих пор мы были «пресноводными».

После изучения отчетов, карт и лоции решили: мы обойдем по кругу Онежскую губу, южную часть Белого моря.
Местом старта выбрали Беломорск, куда удобно добираться и на автомобиле, и поездом.
Далее пройдем на юго-восток прибрежными островами и шхерами до острова Коткано.
Затем двумя большими морскими переходами пересекаем Онежский залив на восток, посетив остров Лесная Осинка, и двинемся на север вдоль Лямицкого берега.
От маяка Летний Орлов пересечем Восточную Соловецкую Салму, посетим Соловки, переход на Кузова, и возвращаемся на юг к месту старта.
Маршрут кольцевой, поэтому есть возможность сократить или усложнить его, в зависимости от обстоятельств.

Контрольные диктанты

Контрольные диктанты I У моря Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов) II Анды — самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокоренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек. После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх. Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (121 слово) (По Я. Палкевичу) III Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик. Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение. Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы.1 (129 слов)

READ  Стреляем низкую встречную. что ставить во главу угла?

Вас может это заинтересовать

ГДЗ по русскому языку для 7 класса, Баранов

ГДЗ по русскому языку для 8 класса, Бархударов

ГДЗ по русскому языку 9 класс, Тростенцова

ГДЗ по русскому языку для 10-11 классов, Гольцова

Поморские кочи

«Где ладья не рыщет, а у якоря будет» (поморская поговорка)

Появление в морской истории этих удивительных судов неразрывно связано с героическим освоением Севера. История гласит: новгородцы начали заселение юго-западного и юго-восточного побережий Белого моря в XII веке. Суровый климат заставил их заняться рыбным и охотничьим промыслом. С начала расселения на берегах Белого моря новгородцы, получившие имя поморов — «ходящие по морю», — создавали укрепленные поселения-остроги для отпора скандинавам. Уходя все дальше на север, поморы сталкивались с более сложной ледовой обстановкой, осознавая необходимость усиления конструкции своих судов. В первую очередь это было связано с тем, что суда испытывали при вмерзании в лед сильное давление, что приводило к разрушению корпуса. Изменить опасную ситуацию могли не только усиление обшивки, но и изменение архитектуры всего корабля. Произошло это после того, как ладьи начали строить, придавая обводам их корпусов яйцевидную форму.

Новый тип морских ладей, появившихся у поморов, получил название «коч». Суда эти выгодно отличались от ладей не только формой корпуса, но и исполнением обшивки. Ее доски крепились внакрой, придавая судну большую прочность. Затертый льдами коч выталкивался на поверхность и благополучно зимовал. Кочи имели хорошо развитое парусное вооружение. На двух мачтах поднимались прямые и латинские паруса в зависимости от силы ветров. Поморы строили кочи, длина которых достигала 20 метров. Именно они стали первыми русскими ледовыми путешественниками, посещавшими далекие полярные острова, впервые достигнув архипелага Шпицберген. Именно им принадлежит составление знаменитых «полярных лоций».

Известный полярный исследователь Фритьоф Нансен после изучения поморских судов сконструировал «ледовое» судно — «Фрам», трижды зимовавшее в Северном Ледовитом океане. Конструкция корпуса корабля способствовала выталкиванию его на поверхность льда во время спайки и полного оледенения. На кочах совершали дальние плавания в северных реках и морях русские первопроходцы Семен Дежнев и Федот Попов, открывшие пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный Беринговым.

Славную и очень старинную морскую традицию поморов, ходивших в студеных северных морях, продолжила группа исследователей петрозаводского клуба «Полярный Одиссей» под руководством Александра Скворцова. Реконструкция началась с изучения древней истории поморов, которую исследователи собирали по крупицам, объездив все побережье Белого моря, Карелию, Архангельскую и Мурманскую области. Им по праву принадлежит не только первенство в реконструкции, но и уникальность собранного этнографического и исторического материала.

Какой же он — поморский коч? Его конструкция более сложная, чем конструкция ладьи. Ни одного подлинного образца этих кораблей не сохранилось, но собранный материал позволил определить основные характеристики этих судов. Коч имел небольшие размеры — длина 12-18 метров, ширина 4-5 метров, высокую мореходность при сильном ветре, большую скорость судна — до 11 узлов при расчетной 3-4 узла; маневренность и остойчивость при незначительной осадке в 1 метр и малом весе — до 8 тонн. Обшивка выполнялась внакрой. Такие небольшие суда могли перевозить до 10 тонн груза, что было абсолютно достаточно, если вспомнить, что основным видом полярного промысла была пушнина.

Коч «Помор» был построен всего за четыре месяца. Плавание на Шпицберген в 1989 году длилось 2,5 месяца. В 1990 году был построен еще один корабль — «Святитель Николай», на котором исследователи повторили маршрут, проложенный два столетия тому назад жителем Архангельска Иваном Пащенко, который обогнул Скандинавский полуостров и за 27 дней прибыл из Архангельска в Санкт-Петербург. «Святитель Николай» в точности повторил летописные сведения. Его длина 18 метров, ширина — 4,5 метра, осадка -1,2 метра.

В последующие годы экипаж «Святителя Николая» обогнул всю Европу, представляя славную морскую традицию поморов.

 В настоящее время клуб путешественников «Полярный Одиссей» готовит уникальную экспедицию, в рамках которой строится большой коч, на котором отважные мореходы собираются вмерзнуть в лед и дрейфовать к Северному полюсу, совершив то, что не удалось величайшему полярному исследователю Фритьофу Нансену.

READ  Отбойное течение в океане: что необходимо знать каждому сёрферу!

Планирование путешествия

В настоящий момент команда продумывает план перехода по Белому морю. Кроме того, участники думают над экипировкой. Для фестиваля требуется подобрать соответствующую одежду для участия в фестивале. Павел шутит, что пришла пора отрастить бороду. «Будет чем укрыться в дождь» – смеется он. Мужчина заявляет, что он и его друзья не собираются выступать в роли зрителей в спортивном костюме и наблюдать за происходящим.

Они намерены ощутить вкус жизни в шатре, окунуться в историю викингов и славянских племен с головой в эпоху становления древнерусского государства.

Поход рассчитан на неделю. Значит, команда перейдет по Онежским водам, пройдет Беломорско-Балтийский канал и увидеть воочию волны Белого моря. На маршруте их встретят Соловецкие острова. Примерно команда пройдет 800 км. В фестивале примет участие экипаж из шести человек. К Павлу присоединился его коллега по работе, голландец, давно переехавший в Карелию, сотрудник с судостроительного предприятия, два брата-бизнесмена. К слову, на ладье все предусмотрено для обеспечения безопасности команды. Члены команды запаслись провизией, плавсредствами, жилетами. На ладье предусмотрен стационарный двигатель, весла с парусами для продолжения движения в переменчивую погоду. В перечень обязательного обмундирования включено топливо, рации, пресная вода и балласт для обеспечения остойчивости судна на волнах.

Как предполагают участники «Иван Рокаччу» встанет на маршрут с ладьей из Коми «Варыш». Планируется их совместное вхождение в Кандалакшский залив, где они предстанут перед публикой. Павел питает огромные надежды на интересные встречи на «Гандвике», с нетерпением ожидает этого события. Предполагается, что зритель обязательно захочет подняться на борт, соприкоснуться с древней историей. Пока что Павел строит яхту высотой в 9 метров по чертежам XVIII-XIX века. Мужчина увлеченно конструирует лодку по проекту шведского кораблестроителя Фредрика Чапмана. Проект подготовили студенты Петрозаводского госуниверсистета.

Павел Долгих намерен продолжить строительные работы и создавать старинные лодки без коммерческой подоплеки. Он искренне желает сберечь историю, поделиться ею с потомками. Фестиваль «Гандвик» намечен на 27-28 июня текущего года. Организаторы устраивают его на Монастырском Наволоке, что в Кандалакше. Жители Мурманской области, карельского полуострова, Коми, петербуржцы москвичи, жители Воронежа и Твери примут участие в этом мероприятии. К тому же, прибудет делегация из датского Торсхавна, что на Фарерских островах.

Праздник-фестиваль приглашает гостей посмотреть на это грандиозное историческое событие.

Открытие Америки

Оказавшись в Карибском море, ладья прошла вдоль цепочки Антильских островов и остановилась на острове Гаити, в Доминиканской Республике. Оттуда путешественники отправились во Флориду и пошли дальше вдоль Восточного побережья США. В городах, где останавливалась ладья, ее с интересом встречали местные жители и российские соотечественники, а один американец и два российских соотечественника даже присоединились к плаванию.

После того, как судно вышло из Йорктауна в штате Вирджиния, предполагалось дальше пойти в знаменитый своей морской историей порт Аннаполис в штате Мэриленд. Однако путешественники все же решили, что неправильно было бы пропускать столицу США, и в срочном порядке свернули в устье реки Потомак. В порту Нэшнл-Харбор, который находится на территории штата Мэриленд, но фактически является пригородом Вашингтона, организовать стоянку ладье помогли сотрудники посольства России и приход Свято-Иоанно-Предтеченского православного собора Вашингтона.

К пришвартовавшемуся на причале паруснику местные жители проявили большой интерес и активно фотографировались на его фоне. Кроме того, все желающие могли посетить небольшой музей, организованный на борту судна, где представлена коллекция моделей русских исторических лодок и парусников начиная со Средневековья, копии деревянных часовен, церквей и других построек, в особенности характерных для Русского Севера.

Новые публикации

Русские в Малайзии: Мы чувствуем, что такое сила объединения 29.06.2020

В период пандемии российские соотечественники в Малайзии организовали гуманитарную миссию, которая стала помогать аборигенам, живущим в джунглях. О том, как возникла такая идея, и живут русские в Малайзии, рассказывает учредитель ассоциации «Женщины России в Малайзии» Катерина Чулкова.

Нескучный русский: отделим зёрна от плевел 29.06.2020

Как-то раз в адрес службы экстренной лингвистической помощи международного проекта «Современный русский» пришло такое сообщение: «Прочитала у Набокова: «на круглой площадке, до смешного плевелистой…» Не могу найти в сети значение слова плевелистый. У Даля нашла: плевелистый – тот, в котором много плевел. Плева – это оболочка. Почему тогда «до смешного плевелистой» площадке?». Попробуем разобраться.

Освоить русский на карантине 25.06.2020

Русский язык не знает выходных, не боится пандемий, а самоизоляция тех, кто стремится им овладеть, иногда идёт ему на пользу. После месяцев работы в режиме онлайн курсы русского языка по всему миру начинают активно набирать офлайн-группы.

Нескучный русский: славянские зоонимы 25.06.2020

25 июня отмечается День дружбы и единения славян. Об общности мировосприятия и бытования славян можно судить по устойчивым выражениям – пословицам, поговоркам, сравнениям, – которые обнаруживают не только языковое, культурное, но и ментальное сходство родственных народов.

Конституционное сотворчество 23.06.2020

«Сменяемость власти и элит», «особый путь России», «дорога к суверенности», «русский дух самодостаточности» – такие оценки иностранные эксперты дали поправкам к Конституции РФ, голосование по которым уже началось в России. Участниками онлайн-заседания Совета по правам человека при Президенте РФ стали юристы, политики, публицисты, в том числе наши соотечественники, живущие за рубежом.

Бабушка как идеал человека. О чём пишут русские дети в Швеции 22.06.2020

На днях в Швеции вышел очередной номер журнала «Сочиняем по-русски», в котором публикуются работы детей младшего и старшего школьного возраста. Вот уже восемь лет журнал издают на безвозмездной основе два преподавателя русского языка в Стокгольме – Людмила Маурер и Наталия Россина. Делают они это для нескольких тысяч учеников, изучающих русский язык.

READ  Электрофойл: полеты наяву и на электротяге. Интервью с единственным разработчиком eФойлов из России Алексеем Черкасовым, учредителем компании World Water Technology

«Мы должны помнить, какой ценой нам досталась Победа» 22.06.2020

22 июня – день памяти и скорби по миллионам павших. И день гордости за народ – победитель. Это была священная битва за Родину. За её существование. Но не только. Наши отцы, деды и прадеды защищали всю человеческую  цивилизацию.

Эдуард Лозанский: Проблемы начинаются, когда в игру вступает истеблишмент 22.06.2020

Эдуард Лозанский – известный учёный-физик, инициатор проектов в области публичной дипломатии, служащих сближению россиян и американцев. Мы поговорили о его видении конфликта в американском обществе и оптимальной стратегии развития нынешних российско-американских отношений, в частности, в гуманитарной сфере.

Пройденные мили

Дата Участок маршрута Расстояние Парус Мотор
19.07 м. Растнаволок. Стапель
20.07 м. Растнаволок — о. Сумостров 31 км 31 км
21.07 о. Сумостров — о. Бережной Сосновец 21 км 21 км
22.07 о. Бережной Сосновец — о. Степановы Луды

,

32 км 30 км 2 км
23.07 о. Степановы Луды — о. Коткано

,
,

35 км 35 км
24.07 о. Котакано, днёвка
25.07

о. Коткано — о. Лесная Осинка

,

27 км 27 км
26.07

о. Лесная Осинка — д. Лямца

,

42 км 26 км 16 км
27.07 д. Лямца — м. Соснов Наволок 49 км 49 км
28.07 м. Соснов Наволок — о. Б. Соловецкий

,
,

61 км 46 км 15 км
29.07 о. Б. Соловецкий, днёвка
30.07 о. Б. Соловецкий — о. Немецкий Кузов 29 км 15 км 14 км
31.07

о. Немецкий Кузов, днёвка

,

1.08 о. Немецкий Кузов — м. Растнаволок 43 км 43 км
2.08 м. Растнаволок, Сборы
Итого 370 км 280 км 90 км

Коч и шебека — многообразие поморских парусников

Более широко был распро­странен коч — старинное па­русно-гребное судно, которое появилось в XVI в. и активно при­менялось вплоть до конца XIX в. Коч — первое в мире судно, специально созданное для ледового плавания, чему соот­ветствовали особые обводы его корпуса. Его длина — до 25 м, ширина — до 8 м, а осадка не превышала 2 м. При экипаже в 10-15 человек поморский коч принимал до 30 промысловиков.

Коч и шебека имели свои различия. Коч отличался острым и проч­ным корпусом, благодаря кото­рому он мог проходить сквозь битый лед. К корме крепили тяжелый навесной руль. При необходимости коч мог идти задним ходом, пробивая себе путь, в том числе рулем, сквозь небольшой ледяной покров, первоначально на единственой мачте (в XVII—XVIII вв. ставили уже 2-3 мачты) поднимали прямоугольный парус площадью 290 м2, сшитый из отдельных лотнищ или выделанный из шкур.

Развитая система канатов общей длиной почти 1 км позволяла перемещать парус вокруг мачты, что обеспечивало кочу отличную маневренность в бурном море. При попутном ветре в штормовых условиях коч развивал скорость в 7-8 узлов. Поморы сделали этот корабль исключительным для дальних плаваний в крайне тяжелых погодных условиях. Известные поморские мореходы-казаки Семен Иванович Дежнёв, Василий Данилович Поярков и многие другие доходили на нем до Тихого океана.

Холмогорский карбас на дореволюционной открытке

Для плавания у своих берегов поморы строили парусно- гребные карбасы. Имелось несколько разновидностей карбаса, названных по местам их строительства — поморский, холмогорский, архангельский  и т д. Они были палубными и беспалубными, с различным углом наклона форштевня — носовой части корпуса, в том числе с отрицательным градусом. Но при всех вариациях кар­бас был относительно неболь­ших размеров (длиной до 10 и шириной до 3 м), имел транце­вую корму и навесной руль.

Карбас

Главная отличительная особенность карбаса — прикреплен­ные по обеим сторонам от киля полозья, с помощью которых судно легко передвигалось по льду. Различалось и парус­ное вооружение, состоящее из фок- и грот-мачт. При этом если на грот-мачту поднимали прямой парус, то на фок-мачту, размеры которой варьировались в широких пределах, могли укре­пить и косой парус. Кроме того, карбас мог иметь и бушприт, к которому прикрепляли нижнюю часть переднего паруса. Оригинальным типом поморских парусников была раньшина, которую строили специально для ранних весенних выходов в море. Ее корпус яйцевидной формы при сжатии льдами просто выжи­мался на поверхность абсолютно невредимым.

Типичный поморский карбас

Парусное вооружение раньшины соответствовало поморской ладье, но за некоторым исклю­чением. Носовая мачта стояла почти на вершине форштевня, откуда начинался и бушприт. Ос­новная грот-мачта была изрядно сдвинута в корму. При достаточ­но острой носовой части корпуса и традиционной для поморских кораблей зауженной транцевой корме с навесным рулем такое расположение парусного воору­жения при попутном ветре обеспечивало раньшине высокую среднюю скорость хода в неспокойном море — до 10 узлов.

В отличие от современных по­морам европейских кораблей, ладьи, кочи, раньшины и карба­сы были лишены украшений и каких бы то ни было излишеств и на первый взгляд казались весьма примитивными. Но это были поистине универсальные корабли-труженики, много­функциональности, прочности, надежности и выносливости ко­торых может позавидовать даже современное судостроение. Неслучайно поморы говорили, что их суда «завсегда бегают», а все препоны, ураганы и волны проходят равнодушно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: