На парусной «ванне» через атлантику

Самая массовая регата через Атлантику

В конце осени в порту Лас-Пальмас на Канарских островах, ежегодно собираются участники крупнейшей трансатлантической гонки ARC (Atlantic Rally Cruisers). Все прибывшие команды должны пройти расстояние 2700 миль или почти 5000 км, пересекая Атлантический океан от острова Гран Канария до острова Сент Люсия на Канарах.

 

Популярность регаты основана на возможном участии в ней новичков. Причем не отдельных людей, а абсолютно новых команд. Поэтому про ARC можно сказать, что это даже не спортивная гонка, в полном понимании этого слова, а коллективное пересечение океана на парусных суднах в большой и дружной компании. При этом начинающим участникам регаты разрешено идти не только под парусом, но и использовать двигатель по своему усмотрению.

 Немного истории

 Atlantic Rally Cruisers организовал известный английский яхтсмен Джимми Корнелл. Первый старт регаты произошел в 1986 году, и с того времени она проводилась уже 31 раз. Первоначально основной идеей ARC была организация в единый переход через Атлантику многочисленных яхт, которые с окончанием сезона в Европе самостоятельно шли на Канарские острова. Но уже через три года, эта регата приобрела спортивный характер, с определением результатов по правилам Гандикап в спортивном дивизионе.

По количеству участников это самая массовая гонка в мире. В 2016 году в ней было 230 лодок и около 2000 членов экипажей, а за год до этого 212 судов и 1307 человек. При этом команды представляли 32 страны мира. Как видим, идея Джимми Корнела оказалась весьма удачной и приобрела самую широкую популярность.

О рекордах

Первый официально зафиксированный рекорд самой известной парусной регаты по сроку прохождения маршрута был установлен на яхте Capricorn в 2006 году. Экипажу понадобилось 11 дней 5 часов и 32 минуты, чтобы благополучно прибыть на Гран Канарию.

 Этот результат был побит в 2013 году экипажем яхты Caro с результатом 10 дней 21 час 25 минут. Но уже на следующий год яхтсметы с 30-метровой Leopard by Finland сумели пересечь Атлантику всего за 8 дней 14 часов и 25 минут.

 В 2015 году команда из Голландии на яхте Team Brunel установили последний рекорд 8 дней 7 часов и 40 минут. Этот результат пока остается непревзойденным.

Новое развитие маршрутов ARC

В 2014 году количество в Atlantic Rally Cruisers появился новый маршрут. Некоторые команды отправились на Карибские острова из Европы. А сейчас ARC еще больше увеличило расстояния. После прибытия яхт в порт Гранд Канария желающие участники отправляются в Бразилию и далее к Чилийским берегам в Патагонию.

Остальные участники регаты принимают различные решения. Некоторые остаются в зимний сезон на Карибах, где за это время проводится 5-7 регат различного уровня. Кто-то возвращается в Европу, участвуя в возвратной ARC Europe. А есть команды, которые через Панамский канал переходят в Тихий океан и берут курс на Полинезию.

Рождение яхты

Спирс строил яхту-поплавок буквально из строительного мусора. В ход пошла 9‑миллиметровая фанера со старого склада, пущенного под снос. За фанеру для парусника Джерри заплатил целых 20 долларов. Он склеивал листы в два-три слоя, прокладывал слои фанеры стеклотканью. Тем самым учитель-инженер добился нужной прочности корпуса. В результате он создал трехметровое парусное суденышко водоизмещением в тонну и оснастил его подвесным мотором мощностью 4 лошадиных силы. 

READ  Джошуа слокам. первое кругосветное одиночное плавание

Но как удержать на плаву трехметровую яхту с пятиметровой мачтой? Вопрос Спис решил просто: балластом стали банки с консервами, цистерна с водой и топливный бак. Вся яхта представляла собой чудеса эргономики и экономии пространства. Для каждой вещи Джерри продумал ящички, бардачки  и подвесные контейнеры. Судостроитель оптимизировал все, что только можно: снизил объем воды в цистерне до 113 литров на все плавание, собрал нетонущие банки с консервами и пластиковую посуду. Консервы выбирал опытным путем в домашней ванной. Так Спис выяснил, что банки с бобами тонут, а кукурузные жестянки — нет. Бобы остались на берегу, а кукуруза вышла в море.

Военная судьба лайнеров

ЗнаменитыйГрейт Вестерн» послужил англичанам в годы Крымской войны, перебрасывая в Россию войска, боеприпасы и провизию. ЛайнерВандербильт», как уже говорилось, стал подарком федеральному правительству в годы Гражданской войны Севера с Югом.Британия», с которой началась историяГолубой ленты», была продана пруссакам. Те сначала использовали её как учебное судно, затем как плавучую казарму и, наконец, как мишень для отработки торпедного вооружения.

НесчастнаяЛузитания» была потоплена немцами — больше тысячи пассажиров погибли в водах океана. Ещё один лидер гонки —Тевтоник» — перевозил английские войска в годы англо-бурской войны, а в Первую мировую был перестроен в крейсер.

КатастрофаЛузитании»

Немецкие лайнеры тоже подверглись реквизиции и стали либо транспортами, либо, какКайзер Вильгельм дер Гроссе», превращены во вспомогательные крейсеры.Куин Мэри» возила войска между Австралией, Англией, США и Европой, перевозя до 16 тысяч солдат за один рейс — в семь раз больше, чем штатная пассажировместимость, ведь солдатам, в отличие от джентльменов, не столь важен комфорт.

Первая мировая война нанесла сильнейший удар по атлантической гонке. Соревнование за скорость в мирное время уже не имело такого накала и не превращалось в важнейший элемент государственного престижа. В 1929 году первенство вновь досталось немцам с лайнеромБремен», затем в 1933 году его перехватил итальянский корабльРекс», а ещё через два года — французскаяНормандия».Кунард лайн» ненадолго вышла в лидеры со своей главной надеждойКуин Мэри», но её снова обошлаНормандия». А после Второй мировойГолубая лента» досталась последнему победителю — американскому суперлайнеруЮнайтед Стейтс», который завершил историю скоростных пассажирских плаваний через океан.

Юнайтед Стейтс»

Уже в 60-х годах трансатлантический пассажиропоток достался быстрым и надёжным самолётам, а большие корабли превратились в круизные лайнеры, которые совершают неспешные туристические прогулки по южным морям.

Американский ответ

Превосходство британцев быстро начало раздражать честолюбивых американцев, испытывающих страсть к установке рекордов. В конце сороковых годов владелец транспортной компании Эдвард Коллинз дошёл до конгресса с идеей создать американскую пароходную трансатлантическую компанию. Он сумел убедить депутатов, и те выделили изрядную государственную субсидию, чтобы побить надменных жителей Альбиона.

КомпанияКоллинз лайн» заказала свои четыре парохода и включилась в гонку.

Первый же рейсПацифика» — лайнераКоллинз лайн» — в 1850 году взялГолубую ленту» и вызвал ликование американцев. Коллинз хорошо понимал, что общественное мнение формируют обеспеченные люди. Так что всё было направлено на удовлетворение потребностей богатых пассажиров. Именно суда Коллинза стремились превзойти конкурентов не только в скорости, но и в роскоши. Однако это привело к тому, что первый год существования компания закончила с убытком в 17 миллионов долларов. Конгрессмены поскрипели зубами, но утвердили дополнительные субсидии, оплачивая национальную гордость.

ЛайнерПацифик»(источник фото)

Пароходы побеждают парусники

В 1818 году начались рейсы Ливерпуль — Нью-Йорк компанииБлэк Болл лайн» — первой открывшей регулярное сообщение через Атлантику. А уже в следующем году с противоположной стороны океана, из американской Саванны, вышел первый пароход, следовавший в Великобританию. На нём было тридцать две довольно комфортабельные пассажирские каюты и два салона для путешественников. Но в те времена паровые машины были ещё несовершенны, запас угля на кораблях невелик, и поэтому большую часть пути пароходы проводили под парусами. Впрочем, объективному наблюдателю было ясно: плавание, не зависящее от воли ветра, даёт изрядный выигрыш во времени. А время — это деньги.

READ  Москва «двух капитанов». 10 адресов, связанных с романом вениамина каверина

Но не только. Несмотря на совершенствование характеристик кораблей, развитие навигационных знаний и качественные карты, порой случались крайне неприятные события. Так, парусникДаймонд» в течение зимы 1836–1837 годов скитался по океану более трёх месяцев.

Ответ последовал очень быстро. В 1837 году на воду был спущен пароходГрейт Вестерн» — огромный океанский лайнер. За ним последовалБритиш Куин» — пароход ещё большего размера.

ПароходГрейт Вестерн»

Но двух гигантов опередило маленькое деревянное судноСириус». КапитануСириуса» владелец приказал во что бы то ни стало добиться первого рекорда — пройти весь путь только с помощью паровой машины, без парусов. Несмотря на то, что корабль был так перегружен углём, что рисковал перевернуться при любом сильном волнении, топлива всё же не хватило. Последние несколько десятков мильСириус» шёл, сжигая мебель, мачты и перегородки между каютами. В топку пошла даже тряпичная кукла одной из маленьких пассажирок.

Грейт Вестерн» проиграл и прибыл только через шесть часов после того, какСириус» вошёл в гавань Нью‑Йорка.

Начало пути

Джерри отчалил от пристани Вирджиния-Бич 1 июня 1979 года. Его целью был британский берег, небольшой порт Фалмут. Спис смотрел на свою авантюру с оптимизмом и сыпал остротами в радиопереговорах с капитанами рядом идущих кораблей. Возможно, так он скрывал свой страх.

Выход в Атлантику. Фото: yachtrussia.com

Помимо продуктов и одежды Джерри набрал с собой книг, чтобы скрасить одиночество. Его соседями по каюте стали томики Марка Твена и О. Генри, Библия и «Дон Кихот». Моряк так плотно набил суденышко припасами, что мог в нем только сидеть:

«Было ощущение, что меня запихнули в переполненный чемодан. Я был горд, что умудрился оборудовать на этой яхте койку. Но мог лишь сидя на ней готовить на коленках еду. За время перехода я забыл, как это — лежать, вытянувшись в полный рост», признавался Джерри после финиша.

Скорость и комфорт

Тевтоны прочно обосновались на пьедестале почёта. До 1907 годаГолубая лента» принадлежала только немецким судам. Германия построила немало первоклассных лайнеров, чему сильно помог закон 1900 года: государственное финансирование предоставлялось всем гражданским кораблям, которые могут быть использованы в военных целях, сооружаются на немецких верфях, из немецких материалов и по немецким проектам.

Англичане решили не уступать. Соревнование шло не только в количестве дредноутов, но и в коммерческих перевозках. Правительство заключило контракт сКунард лайн» на постройку двух больших кораблей, которые должны были обыграть заносчивых немцев и также могли использоваться в военных нуждах. Это былиЛузитания» иМавритания».

Лузитания»

В 1907 году первый рейсЛузитании» принёс оглушительную победу и новый рекорд — всего четыре дня пути. Успех определили установленные на кораблях новейшие паровые турбины. Это были выдающиеся корабли. По сравнению с первыми судами Кунарда их пассажировместимость увеличилась в 20 раз, а мощность двигателя — в 34 раза.

В это же времяВайт стар», старые конкурентыКунард лайн», решили поменять стратегию и отказались от борьбы за скорость в пользу ещё большего комфорта и количества пассажиров.

Эти корабли современники называли плавучими дворцами, а гигантский размер позволял вместить на борт все блага цивилизации, которые только можно пожелать. От богатых клиентов не было отбоя, даже катастрофаТитаника» в 1912 году не слишком повлияла на число желающих проделать океанский рейс на суперлайнерах.

Внутреннее убранствоЛузитании»

Немцы, поддавшись искушению, тоже начали строить суперлайнеры, где скорость приносилась в жертву комфорту. В 1913 году начались первые рейсы такого корабля.Император» — так назывался лайнер — на двадцать лет стал крупнейшим кораблём в мире.

Конкуренция нарастает

В это время в гонку включились немцы и французы. Тому были и экономические причины. Из Германии в США непрерывным потоком переселялись эмигранты, а французы, в годы Второй империи во всем соревновавшиеся с англичанами, не могли упустить шанс утереть нос Джону Буллю.

READ  11 увлекательных фактов о суахили - африка - 2020

Первые немецкие корабли компанииГамбург-Америка лайн» были медленными и далёкими от ставших привычными норм комфорта. Но немцы отличались упорством, и с каждым новым кораблём их суда становились всё лучше и лучше.

В 1854 году была основана компанияФренч лайн». Первое время она тоже не была в числе лидеров, но приносила стабильный доход и заказы французским кораблестроителям.

Сити оф Браслз»

Появилась конкуренция и среди английских предпринимателей. В 1850 году начались рейсы компанииИнман лайн». В отличие от судов Кунарда она делала ставку не на роскошь и богачей, а на привлечение как можно большего числа пассажиров. При этом в каютах третьего класса обеспечивался достаточный по тем временам уровень удобств. Журналисты с удивлением писали, что простые эмигранты не спят в трюме или на палубе вповалку, а ночуют в специально отведённых для них каютах. Инмана в шутку прозваликоролём нищих», однако в 1869 году его судноСити оф Браслз» показало первый рекорд скорости.

Английский берег

Яхта покрывала за сутки до 60 морских миль. А 15 июля он установил личный рекорд — 85 миль в сутки. Неплохо для такой малявки. Спису помогали течение Гольфстрим и постоянный попутный ветер-фордевинд. Ради того, чтобы сохранить эти два преимущества, Джерри отказался от захода на Азорские острова.  К тому же он боялся, что, ступив на твердую землю, не найдет  в себе воли снова залезть в свой парусный «сундук».

Яхта «Yankee Girl». Фото: yachtrussia.com

Уже у мыса Лизард, самой южной точки Великобритании, Списа опять настиг шторм. До финиша было рукой подать. И эта непогода казалась мелкой неприятностью. В эфире Джерри уже слышал переговоры английских рыбаков. И вот, 24 июля 1979 года мини-яхта «Yankee Girl» с изможденным учителем-путешественником  внутри вошла в гавань порта Фалмут

Отважного странника встречали жена, целый катер журналистов и любимые тесть с тещей. Это был достойный финал 23-дневного перехода

Спис покорил свою Атлантику. Он был вписан в Книгу рекордов Гиннеса  как человек, в одиночку прошедший Северную Атлантику на самом маленьком паруснике с запада на восток.

Испытание морем

Через двое суток мореплаватель попал в жесточайший шторм. Он успел убрать паруса и спрятаться в своем плавучем «чемодане», наглухо задраив люк. Шторм трепал «Yankee Girl» до 15 июня. После того, как буря утихла, Джерри едва выбрался из заточения. Ноги онемели, дрожали и не слушались. Когда путешественник выпрямился во весь рост на кокпите, его суденышко накрыла огромная волна. Она коварно накатила из-за кормы, смела Джерри в воду. Волна чуть не потопила яхту, ведь Джерри оставил люк открытым. Все произошло так быстро, что моряк даже не успел потерять очки. К счастью, это был последний в тот день удар стихии. Спис получил хороший урок — не расслабляться и «закрывать за собой дверь».

Однажды ночью Джерри проснулся от того, что захотел сладкого. Его целью стала банка с консервированными персиками. Чтобы найти консервы, путешественник на пару мгновений включил свет. И тут же погасил — заряд аккумуляторов надо было экономить. Через минуту его каюту пронзил яркий луч и оглушил гул судового тифона. В нескольких метрах от яхты прошла стальная стена. Это был сухогруз «African Comet». Радио взорвалось капитанской руганью с огромного судна. Радар сухогруза не заметил маленькую яхту. Джерри спасло то, что вахтенный рулевой заметил свет, на секунду вспыхнувший в каюте мини-парусника, и успел сманеврировать…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: