Зачарованные океаном: golden globe race 1968-69 гг

Томи вышел на связь, спасательная операция продолжается

«Не могу встать, днем попытаюсь проверить спутниковый телефон и мачту», — отправил сообщение Томи в ночь на 22 сентября. «Спина сильно повреждена, трудно аварийный буй и оценить ситуацию», — отправил индиец еще одно сообщение через три минуты. Из этой информации можно сделать вывод, что Томи находится в крайне опасной ситуации, так как сломанные мачты висят на остатках такелажа и могут пробить борт. Яхта неуправляемо дрейфует в условиях шторма.

Ближайшие к Томи участники регаты также находятся в бедственном положении, что осложняет проведение спасательной операции. Марк Слатс находится в 230 км от индийца, но голландец оказался в самом центре шторма, поэтому не может помочь. Его яхта уже дважды была опрокинута, дверь выбило волной, яхту затопило водой, а также на судне случился пожар.

Макгакин находится в 145 км от индийца, он остался без мачт, при перевороте яхты он потерял часть аварийного рангоута и не может поставить аварийную парусную конструкцию. Ирландец сообщил, что может помочь Томи, если у него получится завести двигатель после переворота яхты. Эстонец Уку Рандмаа находится в 725 км к западу от местонахождения индийского яхтсмена. На максимальной скорости он идет на помощь в район бедствия.

«Последние два дня штаб-квартира гонки рекомендовала середине флота как можно скорее уходить на юг, а замыкающим — на север, чтобы свести к минимуму опасность этих двух штормов, — заявил президент регаты Дон Макинтайр. — Шкиперам удалось это сделать, но эти циклоны все же нанесли удар. Команда GGR отслеживает ситуацию 24 часа в сутки, эти моряки, они — наша семья. Мы знаем, что они хорошо подготовлены, но мы также знаем, что Южный океан — очень опасное место».

Утром 22 сентября Томи отправил сообщение: «Активировал аварийный маяк. Очень трудно ходить, нужны носилки. В яхте безопасно. Не могу достать второй транспондер или что-то еще, спутниковый телефон разряжен».

Руководство гонки работает в контакте с Австралийским морским спасательным координационным центром в Канберре. Центр известил все суда в районе бедствия и координирует усилия по спасению индийского яхтсмена под руководством Министерства обороны Австралии. Также к операции подключен Французский спасательный центр на острове Реюньон. Он пытается отправить на помощь французское рыболовецкое судно, находящееся в этом районе.

Джон Риджуэй

1 июня 1968 года, в первый возможный день, из ирландского Инишмора вышел Джон Риджуэй на 30-футовом шлюпе English Rose IV. Буквально сразу в него врезалось судно одной из съемочных групп. Инцидент хоть и не привел к серьезным повреждениям, но явно не был хорошим знаком. Скоро стало очевидно, что судно не подходит для такого плавания. Также, выяснилось, что Риджуэй мучительно переносит одиночество. У Мадейры он встретился с товарищем, которому передал фото и первые лог-буки. А взамен взял у него почту и газеты. И тут же в газете прочитал о еще одном появившемся правиле, которое запрещало что-либо брать на борт – в том числе почту и газеты.

В 1966 году Джон Риджуэй, и Чарльз Блис (еще один участник Golden Globe Race) пересекли на весельной лодке Северную Атлантику

Технически, Риджуэй оказывался дисквалифицирован по незнанию этого правила. Момент, безусловно, дискуссионный. Он продолжает плавание в еще более мрачном расположении духа. Выходит в Южную Атлантику. Палуба лодки постепенно разрушается, вдобавок из строя вышел радиопередатчик. Впереди встреча с Южным океаном, к которому Риджуэй не готов ни технически, ни морально.

READ  Как гибридные парусные яхты постепенно становятся реальностью

16 июля Джон Риджуэй признает поражение и берет курс к бразильскому Ресифи, где и завершает свое участие в регате 21 июля 1968 года. Бывший морской офицер оставляет в бортовом журнале запись: «Никогда в жизни я не сдавался. Теперь я чувствую себя опустошенным…».

Так их осталось восемь.

Бернар Муатесье

Споры о том, победил бы Муатесье Нокс-Джонстона, если бы остался в гонке, продолжаются до сих пор. И, как все споры, содержащие в себе условие «если бы», они не имеют смысла.

Этот худощавый, если не сказать – тщедушный, француз был из тех людей, которые в массовом сознании обычно получают ярлык «странных». Его 39-футовый кеч Joshua был назван в честь американца Джошуа Слокама – первого человека, совершившего одиночную кругосветку в 1895-1898 гг. Он родился во французском Индокитае, слыл «бродягой Южных морей», не любил и не понимал Европу.

Влюбленный в море романтик, бессребреник и идеалист, он стартовал 22 августа, когда Нокс-Джонстон был в океане уже 69 дней. Имея большой опыт одиночных переходов, Муатесье показывал отличное время, идя более чем в два раза быстрее Нокс-Джонстона. К началу декабря Нокс-Джонстон боролся со встречными ветрами в южной части Тихого океана, а Муатесье подходил к Тасмании. В середине января у мыса Горн их разделяло всего 20 дней. При сохранении такой динамики, он мог показать не только лучшее время – но и прийти в Англию одновременно с Нокс-Джонстоном.

Формально не завершив гонку, Муатесье, тем не менее, и не проиграл ее – в какой-то момент он просто отправился в свою личную кругосветку

Найджел Тэтли

Найджел Тэтли вышел из Плимута 16 сентября на серийном 22-футовом тримаране Victress, на котором он жил вместе со своей женой и детьми. Тримаран мог развивать впечатляющую скорость до 22 узлов, но имел и существенный недостаток – в случае опрокидывания его невозможно было вернуть в исходное положение. Тем более к такой гонке не был готов обычный серийник, предназначенный для несложных семейных переходов. Но другого судна у Тэтли не было. Сдержанный и подтянутый флотский офицер, наверное самый методичный из всех участников, он был гурманом и эстетом. На борту Victress была отличная акустическая система, которая стала причиной того, что Тэтли поддержала компания звукозаписи, продающая классическую музыку.

Тэтли совершал гонку на серийном 22-футовом тримаране, который служил домом ему и его семье

Несмотря на проблемы с лодкой, Тэтли тщательно ухаживал за ней и упорно продвигался вперед, показывая хорошее среднее время. Финишировать первым он не мог – но мог взять приз за лучшую скорость.

20 мая 1969 года, в Северной Атлантике, рядом с Азорами и всего в тысяче морских миль от дома, Тэтли попал в суровый шторм. Рано утром следующего дня он проснулся от треска ломающегося дерева. Левый поплавок отвалился, проделав дыру в основном корпусе Victress. Вода прибывала слишком быстро. Найджел Тэтли успел передать сигнал Mayday, на который сразу же получил ответ, и покинул судно буквально перед тем, как оно пошло ко дну. Вечером 21 мая его подобрали дрейфующим на спасательном плоту.

Так их осталось двое.

Билл Кинг

Билл Кинг вышел из Плимута 24 августа, на 42-футовой джонке Galway Blazer II. Для 58-летнего командора Королевского подводного флота, гонка была не столько состязанием, сколько возможностью насладиться красотами океанов, которые до этого он видел преимущественно из подводного ракурса. Как говорил он сам, это было чем-то вроде психологической реабилитации после 15 лет службы на субмаринах. Он планировал одиночную кругосветку и до этого. Golden Globe Race стала лишь удобным поводом не откладывать идею в долгий ящик.

READ  Лазер (класс гоночных яхт)

Кинг взял на борт самую простую пищу и много книг – Библию, Коран, буддийские писания, романы Толстого… Он признавался, что ни разу не испытывал депрессию во время плавания, потому что был зачарован окружавшей его красотой.

Билл Кинг воспринимал гонку как своего рода «психологическую реабилитацию» после многих лет службы в подводном флоте

Однако такелаж судов типа «джонка» имеет свою специфику. У них не предусмотрены ванты, отчего крепления мачт подвергаются увеличенной нагрузке. В один из дней к северо-востоку от острова Гоф в Южной Атлантике, джонку Кинга опрокинули 15-метровые волны. Обе мачты были сломаны. Продолжать гонку не было возможности. Galway Blazer II был отбуксирован в Кейптаун, ЮАР.

Так их осталось пять.

О гонке

Гонка Golden Globe Race впервые прошла в 1968-1969 годах, став первым в истории кругосветным турниром для яхтсменов. Призовой фонд первой регаты составлял 10 тыс.: 5 тыс. предназначалось первому финишировавшему, еще 5 тыс. тому, кто показал на дистанции лучшее время, поскольку гонщики стартовали не одновременно, однако в итоге все 10 тыс. получил Робин Нокс-Джонстон как единственный, кто смог преодолеть весь путь до конца.

Суммарный призовой фонд нынешней регаты составляет 75 тыс., кроме того, известно, что финишировавшим до 22 апреля 2019 года (день финиша Нокс-Джонстона) яхтсменам вернут вступительный взнос. Также организаторы обещают им специальные призы. Порт Ле-Сабль-д’Олон во Франции станет конечным пунктом регаты.

Алекс Кароццо

Алекс Кароццо вышел на своем 66-футовом кече Gancia Americano из английского Коуза в последний разрешенный день, 31 октября. Он вступил в гонку случайно и довольно экстравагантно. Уже участвуя в гонке одиночек в Атлантике, он встретился с там с Риджуэем, стартовавшим в Золотом Глобусе. Вероятно, данная встреча мотивировала итальянца примкнуть к этой амбициозной затее. Он вернулся в Англию, и по собственному проекту получил за 7 (!) недель судно, готовое к кругосветке.

Кеч Gancia Americano итальянца Алекса Кароццо

Это был опытный яхтсмен, имевший опыт трансокеанических переходов. Его кеч был самым большим среди участвующих в регате и был готов показать хорошие скоростные характеристики – если шкипер в одиночку справится с управлением.

Однако этого моряка из гонки выбила не поломка судна и не психологический надрыв – его подвело физическое здоровье. В Бискайском заливе Алекс Кароццо почувствовал сильные боли в желудке. Ему диагностировали язву. Продолжать гонку в таком состоянии было невозможно. Лодку отбуксировали к португальскому Порто, где 14 ноября 1968 года, всего через две неделе после выхода, Алекс Кароццо завершил участие в Golden Globe Race.

Так их осталось шесть.

Дональд Кроухерст

Впрочем, «двое» — не самая корректная формулировка. Кроухерст не участвовал в гонке, а симулировал ее, стоя в Южной Атлантике, подделывая лог-буки и надеясь получить приз в 5 000 фунтов за лучшую скорость. Он рассчитывал, что никто не будет тщательно проверять отчеты третьего финишировавшего, и это даст ему возможность скрыть обман. Но после выбывания Тэтли и заявления Чичестера, что он изучит маршрут Кроухерста, этот план рухнул.

О нем – как и Робине Нокс-Джонстоне – больше всего написано и снято в контексте этой регаты. Аферист, обманщик, безумец с одной стороны. И с другой – человек, верящий в свои, пусть и странные, идеи, желающий счастья и процветания своей семье.

Дональд Кроухерст рассчитывал, что его 40-футовый тримаран Teignmouth Electron покажет впечатляющую скорость, но все с самого начала пошло не так

Он хотел быть «идеологом» подобной гонки. Но Sunday Times проигнорировала его идею – чтобы буквально через год объявить о ней под впечатлением от рекорда Френсиса Чичестера. Он хотел отправиться в путь на Gypsy Moth IV, лодке Чичестера – но ему отказали из-за недостатка опыта.

READ  Премьеры 2019 года: круизные катамараны от 34 до 58 футов

Наконец он нашел спонсора под проект собственного тримарана, заложив для этого фирму и дом – и рассчитывая покрыть долги из призовых денег. Но все с самого начала пошло не так. И это «не так» в конечном итоге привело его к выбору между жизнью и смертью, обманом и бесчестьем своей семьи.

История Дональда Кроухерста хорошо известна тем, кто интересуется яхтингом. Особенно благодаря фильму «Гонка века» (в оригинале «The Mercy» — «Милосердие», но также и со значением «Прощение»), вышедшему в 2018 году.

Наверное, самое впечатляющее в судьбе Кроухерста – не та неприглядная часть, где он собирался подделать лог-буки, фальсифицируя свою кругосветку. А та, где он, уже переживая психическое расстройство, «играя в шахматы с космическими существами» и размышляя над своим положением, решает отказаться от своей затеи. И за 20 минут до самоубийства делает в судовом журнале запись: «На свете только одна совершенная красота — это красота истины».

Заключение

Джон Риджуэй основал Школу приключений, а в 1977-78 гг. принял участие в Whitbread Round the World Race. В 1983-84 вдвоем с еще одним яхтсменом на кече English Rose VI, совершил безостановочную кругосветку, поставив рекорд своего времени – 203 дня.

Чарльз Блис действительно вернулся в 1971 к своей кругосветке, став первым человеком, прошедшим нон-стоп за 292 дня против пассатов и течений. За это получил титул командора Ордена Британской империи. Много ходил, участвовал в других гонках и ставил рекорды.

Алекс Кароццо строил лодки, писал книги, участвовал в океанических гонках многокорпусников. В 1990 году на самодельной лодке Zentime прошел Атлантику по маршруту Колумба.

Билл Кинг в 1973 году, после нескольких попыток, завершил-таки свою кругосветку. Он умер в 2012 году, в возрасте 102 лет, став самым старым командиром подводной лодки – ветераном Второй мировой войны.

Билл Кинг с нескольких попыток завершил свою кругосветку и дожил до 102 лет

Лоик Фужерон вернулся к обычной жизни, и продолжал сейлить в более спокойном режиме. Написал несколько книг, умер в 2013 году в возрасте 86 лет.

Бернар Муатесье так и не поладил с цивилизацией. Защищал природу, познавал себя, перебивался разными заработками, особенно после того, как в 1982 году в кораблекрушении потерял свой кеч. Написал несколько книг, самая известная из которых – «Долгий путь». Покинул мир в 1994 году.

Бернар Муатесье так и не поладил с современным ему миром, оставаясь в глазах большинства «чудаком»

Найджел Тэтли получил утешительный приз в 1000 фунтов за участие в Golden Globe Race. Но этого было мало, чтобы построить новый тримаран. Тэтли искал деньги, написанная им книга продавалась слабо. В феврале 1972 года он вышел из дома и пропал. Его нашли через три дня в лесу повешенным. Полиция оставила заключение открытым, не найдя достаточных подтверждений версии самоубийства.

История Дональда Кроухерста довольно хорошо известна благодаря фильму «The Mercy» (в русском переводе – «Гонка века»), роли в котором сыграли Колин Ферт и Рейчел Вайс

Лодка Нокс-Джонстона, Suhaili, до сих пор принадлежит ему и стоит в Национальном морском музее в Фалмуте, Британия. Восстановленная лодка Муатесье, Joshua, находится в Морском музее в Ла-Рошели, Франция.

Golden Globe Race стала толчком для других, менее жестких, одиночных кругосветок: BOC Challenge (сегодня –  Velux 5 Oceans Race) и Vendée Globe. Вторая Golden Globe Race стартовала через 50 лет после первой – 1 июля 2018 года. О ней мы напишем в следующий раз.

Дмитрий БУШУЕВ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: