В Австралии скоро могут разрешить фрахтовать суперяхты, принадлежащие иностранцам

Навигационная ошибка: если грузоперевозчик не виноват, виноват ли капитан?

При обнаружении несохранности груза однозначно предполагается вина перевозчика. Однако важным моментом является тот факт, что в отличие от общегражданской ответственности, по отношению к перевозчику в рассматриваемой ситуации действует презумпция вины обязанной стороны. Другими словами, на перевозчике лежит бремя доказывания своей невиновности. Он не будет нести ответственность, если докажет, что утрата или повреждение произошли из-за обстоятельств, перечисленных в .

Единственное основание, которое может подразумевать ответственность капитана за несохранность груза – это навигационная ошибка (). Однако навигационная ошибка сама по себе не перекладывает безусловно ответственность на капитана, а лишь снимает ответственность с грузоперевозчика. Но также не во всех случаях. Так, при перевозке грузов в каботаже повреждение и утрата груза даже вследствие навигационной ошибки капитана не снимается ответственность с грузоперевозчика (). Перевозчик обязан возместить ущерб и в том случае, если экипаж допускает своими действиями коммерческую ошибку. При этом отграничение ее от навигационной ошибки – крайне трудоемкий процесс, и бремя доказывания возлагается на перевозчика.

Невозможно переложить ответственность на капитана даже в том случае, если убытки возникли в результате грубого нарушения, явившегося следствием некомпетентности капитана и его помощников, – так как перевозчик обязан изначально подобрать команду с профессиональными качествами, соответствующими возлагаемым на экипаж функциями.

Кроме того, даже если повреждение или утрата груза произошло вследствие действий капитана, убытки часто покрываются страховщиками. В некоторых случаях страховые компании в рамках регресса предъявляют требования по возмещению страховых выплат к грузоперевозчику. Однако даже если ответственность с последнего снимается по причине навигационной ошибки, аналогичные требования, но в адрес капитана, страховыми компаниями не предъявляются.

Так, в рамках рассмотрения арбитражного спора выяснилось, что капитан судна принял решение ожидать улучшения погоды в бухте. Во время маневрирования при входе в нее судно ударило волной о береговые скалы. Судно практически полностью затонуло, а весь находящийся на нем груз (свыше 3 млн кг зерна) был испорчен морской водой. Экспертиза установила, что единственной причиной гибели судна и груза стала навигационная ошибка, выразившаяся в действии и бездействии (ошибке, небрежности, упущении) капитана судна в судовождении и/или управлении судном. Перевозчик от ответственности по договору морской перевозки груза был освобожден, как и от обязанности компенсировать страховые выплаты. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. по делу А40-145408/12). 

Кто несет ответственность за срыв сроков доставки груза?

Срок доставки груза морем может быть прописан в соглашении сторон. В этом случае за задержку доставки отвечает перевозчик, но только при наличии его вины. Если соглашение не заключалось, перевозчик должен доставить груз в разумный срок, – при условии проявления должной заботливости о грузе, и с учетом сопутствующих перевозке обстоятельств. При этом в сказано, что срок доставки груза определяется транспортными кодексами и уставами. Так, чартеры и коносаменты содержат условия, по которым груз не должен перевозиться обязательно прямым маршрутом и быть доставленным в строго определенную дату. Допускается перевозка любым маршрутом, который наиболее целесообразен и удобен для перевозчика в ходе конкретной перевозки. Согласно , даже значительное отклонение от запланированного или «нормального» пути, в том числе с увеличением срока перевозки, к примеру, с целью спасения имущества, не считается нарушением договора, а перевозчик не несет ответственности за убытки (например, за ущерб, возникший вследствие порчи перевозимого товара или сорванные сроки передачи товара третьему лицу.

READ  Лазер (класс гоночных яхт)

К причинам задержки доставки груза, не зависящим от перевозчика, относятся стихийные бедствия, военные действия и т. д. В таких обстоятельствах, согласно , капитан/перевозчик должен уведомить фрахтователя о возникших препятствиях и получить указания о том, как следует поступить с перевозимым имуществом. Если такие распоряжения не получены в разумный срок, капитан судна имеет право выгрузиться в ближайшем порту или, если это представляется более безопасным и выгодным, вернуть груз в порт отправления.

Заинтересованное лицо вправе предъявить иск к перевозчику и получить компенсацию ущерба, если докажет вину перевозчика. Если задержка превышает 30 дней с момента истечения установленного соглашением срока, груз можно считать утраченным либо принять груз и взыскать с перевозчика ущерб, причиненный в результате задержки доставки. В случае задержки вследствие непреодолимой силы, перевозчик, в случае предъявления к нему иска о возмещении ущерба, должен доказать, что он, капитан и члены экипажа предприняли необходимые разумные меры с целью обеспечить сохранность перевозки.

Капитан судна, как и в случае с повреждением груза, несет ответственность за задержку доставки только в случае наличия умысла и причинения ущерба заказчику. Иск к капитану предъявляет перевозчик в рамках трудовых отношений.

Несет ли капитан материальную ответственность как работник по ТК РФ?

Капитан судна не является материально ответственным лицом. Его должность не входит в перечень работ и должностей, с которыми по закону разрешается заключить письменные договоры о полной материальной ответственности (постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).

Поэтому, даже в том случае, когда капитан судна добровольно подписывает договор о полной материальной ответственности, суды признают такие договоренности незаконными. Материальный ущерб, причиненный капитаном, подлежит возмещению только в пределах его среднемесячного заработка (решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 14 декабря 2011 г. по делу № 2-5327/2011).

READ  Обратный отсчет: до главной осенней выставки в России остался месяц

Но значит ли это, что взыскать с капитана полную сумму причиненного ущерба невозможно? Нет. Нужно еще учитывать случаи, указанные в , при которых на капитана, как на любого другого работника, может возлагаться материальная ответственность в полном объеме ущерба – вне зависимости от наличия договора о материальной ответственности. К таким случаям, в числе прочих, относится умышленное причинение ущерба, причинение ущерба в результате преступных действий или административного правонарушения, если таковые установлены судом или уполномоченным государственным органом (пример привлечения капитана к полной материальной ответственности: апелляционное определение Астраханского областного суда лот 16 марта 2016 г. по делу № 33-1112/2016).

Вывод: привлечь капитана судна к ответственности за утрату или повреждение груза на практике представляется весьма сложной задачей как для перевозчика, потерпевшего убытки, так и для страховой компании. Однако взыскание убытков с капитана возможно, если будет доказано, что его действия имели прямой умысел. Чаще всего это удается не в рамках морского права, а в порядке норм гражданского и уголовного законодательства при условии компетентного юридического сопровождения и судебного представительства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: