Матч-рейс

На чем учиться?

Мы специально собрали в «Парусной Академии» такой флот, чтобы с одной стороны ученики могли попробовать разные по назначению лодки, а с другой — легко пересаживались с одной на другую. Поэтому, не смотря на все отличия, с точки зрения управления эти две лодки очень похожи между собой — пересев с Open 800 на Конрад 25, вы будете знать, что делать, и сможете спокойно ей управлять.

Начинать обучение лучше с Open 800 — этих лодок больше, в классе гоняется больше людей, а значит гонки и тренировки будут интереснее.

Каждые выходные мы проводим по две регаты в этом классе: короткие гонки Open Race и длинные — Open Route Race. Перед участием в регате лучше взять хотя бы пару тренировок, на которых вас научат основам и объяснят, что делать в гонке.

Тренировки проходят по выходным с 9 утра до позднего вечера — можно выбрать любое удобное время. Если на выходных неудобно — пишите и мы подберем для вас подходящее время в рабочий день.

Что такое матчевые гонки

Матчевые гонки — поединок двух яхт. Похоже на спринтерский бег по пересеченной местности, где главное — контроль над противником. Гонка длится всего 15 минут, и за это время нужно полностью выложиться. В Риге, например, дистанция проходит между двумя мостами на расстоянии около 300 метров. Сидеть некогда — за очень короткое время происходит очень много событий. Здесь выигрывает команда и профессионализм, а не везение или знание прогноза погоды. Все находятся в равных условиях: яхты предоставляются организаторами, есть ограничения по весу — он влияет на крен. Одна единственная ошибка может стоить победы.

Главная задача — вынудить соперника нарушить правила, самому оставаясь в рамках дозволенного. Можно, например, «подрезать» яхту. За гонкой следят судьи на катерах, ампайры, но обычно нарушение правил замечают сами соперники и подают протест — голосом и поднятием специального флага. Наказание (матчевики говорят «повесить пенальти» или «баранку») — это поворот на 270 градусов. Штраф можно аннулировать, заставив вторую команду тоже нарушить правила. Это важный момент, потому что яхта имеет право идти с отложенным наказанием вплоть до финишной линии. А иногда игроки осознанно пренебрегают правилами, если это поможет им выиграть гонку.

READ  Места на борту Team Alvimedica выставлены на аукцион

Самое важное в матчевых гонках — тактика

Матч-рейс — это шахматы на воде, здесь идет ежесекундная контактная борьба. Контактная, потому что лодки сходятся на расстояние до 10 см и даже сталкиваются. Интересно, что соперничество начинается еще до старта: рулевой должен занять выгодную по отношению к ветру позицию и не дать противнику выйти на стартовую линию. Выглядит это очень эффектно: лодки крутятся вокруг своей оси, не сбавляя ход, — это называется «волчок». В этом спорте вообще много ловушек, и все в рамках правил. Заблокированная яхта может проскользнуть вперед, использовав прием «гудини» или сделав вид, что собирается повернуть. Ведущая лодка способна перекрыть дорогу, маневрируя с помощью руля, — это называется «фиш-теллинг». В такие моменты важна сыгранность: каждый член команды должен знать свою роль и выполнять работу на автоматизме, практически с закрытыми глазами. Навыки отрабатываются на тренировках: по два часа 2–3 раза в неделю.

Что дают занятия матч-рейсом

Матчевые гонки — это вершина парусного спорта. Матч-рейс позволяет досконально разобраться в правилах гонок и довести работу с парусами до автоматизма, учит занимать наиболее выгодное предстартовое положение и быстро принимать решения. В какой-то момент мы с Владимиром Липавским, который и познакомил меня с матч-рейсом, стали побеждать на всех значимых регатах — все за счет отработанной техники. На нас даже пытались подать протест из-за то, что мы будто бы мошенничаем с лодкой. Вообще многие победители гонок флота вышли из участников екатеринбургского «ЯВА-Трофи», первого российского соревнования по матч-рейсу.

Как стать членом Клуба

У нас действует абонементная система, но можно прийти на одну тренировку, она стоит 2500 рублей. Если оплатить год, получится еще дешевле. Для матч-рейса не нужна своя яхта, соревнования проходят по выходным — это доступный вид спорта. Чтобы новички быстрее осваивались, мы собираем их в одну команду и выделяем им отдельного инструктора. Когда человек достигает определенного уровня, профессиональные команды забирают его к себе, сначала на самую простую роль — шкотового. Часть людей отсеивается: чтобы добиться результатов, нужно регулярно тренироваться. В Клубе остаются только те, кто относится к занятиям серьезно. Это как секта: наш костяк — около 20 человек, они ходят каждую неделю и постоянно общаются в Фейсбуке. Матч-рейс — это как наркотик, но чтобы его прочувствовать, нужно попробовать несколько раз. Удовольствие появляется, когда ты начинаешь понимать правила, разбираться в тактике борьбы. Управлять лодкой, которая идет задним ходом на пяти узлах — это очень бодрит.

READ  Океанская гонка volvo ocean race 2014/15: на что способны женщины?

Минутка теории: что такое классы яхт и как считаются гоночные баллы

Суть парусного спорта заключается в гонках — кто быстрее, тот и самый крутой. Но гоночных яхт очень много, все они разные и ходят с разной скоростью, поэтому спортсмены находятся в разных условиях. Давать общий старт и определять победителя просто по времени финиша — нечестно. Поэтому придумали классификацию яхт, которая помогает справедливо оценить результаты гонок.

Есть монотипы — это такие классы, где все лодки одной конкретной модели. Например, Конрад 25 — строгий монотип. Все Конрада построены на одной верфи по одному проекту. Если класс относится к строгим монотипам, то в таком флоте у каждой яхты нет своего балла — они все одинаковые. Победителя определяют на финишной линии по факту прихода. Пересек линию первым — значит победил.

Другое дело, если у класса более размытые правила и к нему относятся лодки разных проектов и производителей — например, класс четвертьтонников. В таком классе у каждой конкретной лодки есть свой гоночный балл. Гоночный балл рассчитывается по специальной формуле исходя из обмерных данных: длины, ширины, осадки, веса, парусов и так далее. Если на регате применяют гоночные баллы, говорят, что гонки проходят по гандикапу — места определяют не по факту пересечения финишной линии, а с помощью расчетов. Точное время прохождения дистанции каждой яхты умножается на ее гоночный балл, который уравнивает шансы всех участников. Итоговые баллы распределяют места в турнирной таблице.

На практике четвертьтонники могут значительно отличаться друг от друга: разные проекты, разные производители. Чаще всего под этим словом подразумевают два проекта лодок: ST25 и Конрад 25, и еще некоторые самострои, которые попадают в правила класса.

READ  «броненосец» на экваторе. итоги чемпионата мира в классе тр52

Лодки ST25 построены в Таллине, их считают классическими четвертьтонниками.

Конрад 25 — польские лодки такой же длины со схожими характеристиками. Эти две модели похожи друг на друга достаточно, чтобы объединить их в один класс, но все же это разные проекты. Поэтому гонки среди них проходят по гоночному баллу.

У нас в «Парусной Академии» есть два классических четвертьтонника ST25 и две лодки Конрад 25.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: