Отпуск под парусом: рассказываем про яхтинг

Строгино: полчаса на метро

Раньше всем, кто хотел поймать ветер в парус, приходилось ездить за город (например, в Ореховую бухту на Пироговском водохранилище), а сейчас даже не нужно уезжать из Москвы. Строгинский затон находится в 15 минутах ходьбы от метро «Щукинская». Это самый широкий водоем в черте Москвы. Его акваторию давно облюбовали вейкбордисты, сапсерферы, виндсерферы и другие любители водных видов спорта, а с прошлого лета здесь работает и парусная школа «Сила ветра».

Рядом с парком Berezy в Строгине стоят яхты SV20 — гоночный класс яхт, которые построили на верфи в Нижнем Новгороде специально для «Силы ветра». Это килевые яхты (они не переворачиваются), в которые помещаются четыре человека и инструктор. Отличие SV20 от, скажем, яхт Platu 25 в Ореховой бухте — большая маневренность и способность набирать скорость даже при небольшом ветре.

Посмотреть или записаться на тренировку можно каждый день — с утра до вечера. Одна тренировка стоит 2 500 рублей с человека и длится 2,5 часа. Примерно столько же стоит тренировка в бассейне с инструктором или полчаса на вейкборде. Прийти на тренировку можно вообще без опыта: на лодке всегда есть опытный инструктор, который все рассказывает — объясняет, как устроена лодка, как работает ветер и как управлять яхтой. Записаться на тренировку можно на сайте «Силы ветра».

24 и 25 августа здесь, в Строгине, пройдет городской фестиваль у воды — Регата The Village. Приходите посмотреть на все своими глазами, вход бесплатный. Или собирайте свою команду и участвуйте в гонках, чтобы сразиться за призы и первые места.

Твист (скручивание паруса).

Скорость истинного ветра с высотой изменяется. Чем выше от уровня палубы мы измеряем скорость ветра, тем выше она становится. Так как курсовой ветер на любой высоте постоянен, то сумма векторов показывает, что вымпельный ветер с высотой отклоняется и усиливается .
Исходя из этого, необходимо настроить форму паруса таким образом, чтобы угол атаки был одинаков по всей высоте . Этого добиваются, отклоняя верхнюю часть к подветренной стороне больше, чем нижнюю. Это и есть — скручивание (твист) паруса.

Твист грота регулируется оттяжкой гика, гика-шкотом и положением каретки на погоне . Твист генуи настраивается перемещением каретки стакселя и натяжением шкота .

Как построить маршрут

Главное — определиться с целью (отдых на природе или посещение достопримечательностей) и продолжительностью путешествия. Средняя скорость лодки — 5 узлов, то есть чуть меньше 10 км/ч. Но из-за того, что выход к Волге от Москвы преграждает система шлюзов, любое путешествие за пределы подмосковных водохранилищ займет минимум два дня.

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Одним днем получится прогуляться по Клязьминскому, Пироговскому или Пестовскому водохранилищу. А чтобы не терять время на шлюзование (оно занимает около 10 часов), можно погрузить яхту на трейлер и за два часа добраться до Волги на машине.

Если у вас в запасе есть хотя бы два-три дня, можно доплыть до Дубны: начнете проходить шлюзы в 6 утра — к 6 вечера будете на месте. Тут нет каких-то особых достопримечательностей, но прогуляться по тихим улочкам наукограда очень приятно.

Оставить лодку можно в яхт-клубе Объединенного института ядерных исследований, заплатив за сутки стоянки 500 рублей. Причал оборудован слипом — пологим спуском, с которого удобно сбрасывать яхту на воду, если вы все-таки добирались до Дубны на машине.Семи дней хватит на путешествие до Калязина и обратно. Если у вас есть вторая неделя, можно дойти до Рыбинского водохранилища. По дороге загляните в Дубну, Углич и Мышкин. В Угличе обязательно осмотрите Кремль и Церковь Димитрия на Крови — она стоит прямо на берегу Волги. В Мышкине прогуляйтесь по новой набережной, посетите многочисленные музеи: Мыши, Русских Валенков, ретро-техники. В самом Калязине мало что сохранилось: он был затоплен ради строительства водохранилища. Символ города — колокольня Никольского собора, возвышающаяся над водой. Здесь есть яхт-клуб, цена стоянки зависит от габаритов судна и колеблется от 200 до 1000 рублей в сутки.

Тверское Верхневолжье — интересный район для путешествия на яхте

Еще один вариант маршрута от Дубны, подходящий для недельного отпуска, — уйти к Иваньковскому водохранилищу и вверх по Волге дойти до Твери. Этот город заслуживает отдельного путешествия — осмотрите Императорский путевой дворец, прогуляйтесь по набережной Афанасия Никитина и Советской улице, где расположился старинный Дом дворянского собрания.

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Если рассчитываете на две недели пути, можно доплыть до Нижнего Новгорода, по дороге остановившись в Костроме и Ярославле. О каждом из этих городов можно написать объемный путеводитель. Кострома известна не только сыром, но и тем, что здесь зародилась династия Романовых. Загляните в торговые ряды в центре города и прогуляйтесь до памятника Ленину, стоящему на необычном постаменте — он был возведен к 300-летию императорского Дома.

В Ярославле осмотрите Церковь Ильи Пророка — она буквально светится из-за розоватого цвета стен — и загляните в художественный музей: получите удовольствие, даже если вы не поклонник живописи. Нижний Новгород — жемчужина любого путешествия: Нижегородский Кремль, Чкаловская лестница, купеческая Усадьба Рукавишниковых, Главный Ярмарочный дом — на осмотр основных достопримечательностей уйдет 2–3 дня. Рядом с Нижним расположился Городец — обязательно попробуйте местные пряники!

Фото из личного архива Ильи Родомакина

Опытные яхтсмены признают: путешествовать под парусом по России не всегда комфортно. У нас плохо развита яхтенная инфраструктура: почти нет плавучих заправочных станций, мало яхт-клубов с оборудованными стоянками. Даже взять яхту в аренду — целая проблема. Но все неудобства забываются, когда спускаешь лодку на воду и погружаешься в тихую красоту речных просторов.

Форма паруса.

Трудно полностью описать правильную форму паруса, однако существует три самых важных параметра для его настройки.

  • Глубина паруса («пузо»).
  • Положение «пуза» .
  • Скручивание паруса или «твист».

Воображаемую линию от передней до задней шкаторины называют хордой. Расстояние d от хорды до точки максимального прогиба определяет его глубину. Глубина паруса может быть выражена в процентах как отношение расстояния d к длине хорды . Весьма непросто оценивать глубину  таким способом. Яхтсмены, используя собственный опыт, оценивают глубину паруса на глаз. При этом можно ориентироваться на полосы или швы паруса.

Положение «пуза»: расстояние L от передней шкаторины до максимума глубины паруса называют положением «пуза» . Смещение «пуза» вперед увеличивает подъемную силу, курсовой сектор расширяется, лодкой управлять легче. Однако с такой формой паруса не сможете идти столь же остро, как с «пузом», смещенным назад . Переднее положение «пуза» оптимально в сложных условиях или при отсутствии опыта у рулевого. Смещение «пуза» назад позволяет идти яхте острее, но если допускать неточности в управлении, то парус может «затормозиться». Поэтому форма паруса с «пузом», смещенным назад, более пригодна в легких условиях — при средних ветрах и спокойном море.

  • «Пузо» впереди в сложных условиях.
  • «Пузо» сзади при средних ветрах и спокойном море.

Форма входа паруса тоже очень важна, особенно для генуи, которая не имеет перед собой мачты, искривляющей воздушный поток. Круглая форма паруса уменьшает остроту курса, однако сохраняет эффективность в более широком диапазоне углов атаки, что облегчает управление яхтой. Плоская форма паруса позволяет идти круче к ветру, но более критична к изменениям угла атаки, требуя высокой точности в управлении лодкой . Натяжение форштага и фала тоже влияет на форму входа .

  • Круглый вход — широкий курсовой сектор, легко управлять лодкой.
  • Плоский вход — узкий курсовой сектор, трудно управлять лодкой.
READ  2019 superyacht cup palma: победители регаты и потрясающие фото суперяхт

Курсовой сектор — ограниченный диапазон курсов яхты, в котором паруса эффективно работают без изменения каких-либо настроек. Ширина курсового сектора зависит от настройки парусов и такелажа. На ширину курсового сектора влияет форма входа , положение «пуза» и глубина паруса. У яхты с глубокой формой паруса, с круглым входом и «пузом», смещенным вперед, курсовой сектор шире. Ей легче управлять на волнении, сохраняя скорость, но острота курса теряется. С плоской формой паруса можно идти острее, но курсовой сектор меньше, следовательно, требуется очень точно вести лодку по курсу, так как плоские паруса ошибок в управлении не прощают.

Что такое яхт-клуб и зачем он нужен?

Для парусных судов в Москве есть огромное количество яхт-клубов — территорий на воде, где можно заниматься парусным спортом и прогулками. Это база на побережье, где есть пирсы для яхт, инфраструктура, места для хранения инвентаря и хранения лодок, помещения для тренеров. В Москве несколько водохранилищ, где яхт-клубы встречаются буквально через каждый километр. В одном яхт-клубе могут размещаться несколько парусных школ для взрослых и детей. The Village организовал регату в Строгине из-за удобной транспортной доступности: от станции метро «Щукинская» до базы можно добраться за 20 минут пешком или за десять минут на трамвае.

Паруса.

В этой статье не будем подробно рассматривать процесс изготовления паруса. Укажем только на то, как задается глубина и форма паруса. Парусный мастер придает передней шкаторине изогнутую форму или сшивает (склеивает) из полотнищ с изогнутыми краями. Когда устанавливаете парус на прямой мачте или штаге, определенная глубина у него уже есть. Окончательная форма паруса настраивается в процессе яхтинга .

Края парусов называют передней шкаториной, задней шкаториной и нижней шкаториной. Передняя шкаторина стакселя крепится к форштагу, передняя шкаторина грота — к мачте. Нижняя шкаторина грота обычно вставляется в ликпаз гика. И стаксель и грот всегда закреплены на яхте за три их угла .

  • Галсовый угол — к палубе или пятке гика.
  • Фаловый угол — к фалу.
  • Шкотовый угол — к шкоту (шкотам) или к ноку гика.

Как же настраивать вышеописанные параметры , как добиться оптимальной сбалансированной формы паруса? Об этом и много другом будет рассказано в отдельных статьях .

По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам

Куда податься новичку?

Больше всего начинающих любит Адриатическое море. Это идеальное сочетание безопасности с интересным маршрутом и удовольствием от гонки. Чтобы стать частью этого обратитесь к United Sailing Week — это крупнейшая регата в Адриатике.

Для новичков это лучший вариант, потому что:

  • Вам не нужны особые навыки и познания в яхтинге. Участвовать в гонках может даже тот, кто видел яхты только по телевизору.
  • Это безопасно, потому что у руля будет опытный шкипер.
  • Развлечения на берегу тоже часть программы. Не всё же болтаться в море несколько дней.
  • в стоимость входят экскурсии по городу Шибеник и ночлег на яхтах в комфортабельных каютах. С душем и кухней!
  • Можно взять детей. Этакий полноценный семейный отдых.

Смоченная поверхность

Часть корпуса, расположенная выше ватерлинии, называется палубой, надводным бортом. Другая, та, что находится ниже ватерлинии, именуется смоченной поверхностью. Киль является главным фактором, влияющим на гоночные качества яхты, но и другие части смоченной поверхности также имеют значение. По этой причине конструктор использует все доступные средства для ускорения движения вперед, то есть улучшения ходовых качеств судна; для этого он изменяет форму корпуса ниже ватерлинии.

В результате парусные суда существенно различаются по форме и конструкции подводной части. У некоторых узкий нос, дающий корпусу возможность легко разрезать воду; другие снабжены отвесным носом для расширения внутреннего пространства. Рули также различаются по форме, в зависимости от назначения судна; на некоторых яхтах устанавливаются даже двойные рули.

Форма киля и тип корпуса варьируются
в зависимости от назначения судна.
У некоторых крейсеров широкий
корпус с длинным глубоким килем
(вверху) для надежной остойчивости,
а гоночные яхты (внизу) имеют узкий
корпус, позволяющий скользить
по воде.

Но, без сомнения, основным фактором (подводным), влияющим на ходовые качества яхты, является тип установленного киля. Существуют кили плавниковые, длинные, глубокие, выдвижные; все они нужны для создания максимального бокового сопротивления, с одной стороны, и сведения колебаний воды к минимуму — с другой.

Мощные гоночные яхты обычно снабжаются тонким узким килем, что позволяет им быстро скользить по воде и быстро поворачивать в нужную сторону.

Океанским крейсерским судам требуется другой киль — для движения по большим волнам. Это длинный и глубокий киль, часто довольно протяженный; он придает судну остойчивость, и яхта хорошо слушается руля на высоких волнах.

Швертботы не ходят в открытое море, они сконструированы для гонок в гаванях и дельтах рек. Поэтому у них тонкие плавниковые кили, как у гоночных яхт; дополнительное преимущество заключается в том, что это выдвижные кили, которые можно выдвигать на разную глубину для хождения под парусом или убрать совсем на берегу. Боковое сопротивление киля (стационарного или выдвижного) достигает максимума, когда он опущен вертикально под лодкой, то есть когда судно не имеет крена, а киль выдвинут полностью.

Когда яхта кренится под ветром, воздействие киля на ее движение уменьшается: во-первых, он поднимается относительно своего самого глубокого положения; во-вторых, поверхность киля оказывается под углом к напору воды и оказывает ему меньшее сопротивление.

Аналогичные процессы происходят и с парусами: они тоже теряют эффективность, когда яхта кренится; ветер «перетекает» через верхушку, что говорит о потере мощности и эффективности.

Теоретически яхта лучше всего демонстрирует свои гоночные качества в прямом положении, но на практике обычно не удается полностью избежать крена

Определение угла, который соответствует наилучшим гоночным качествам каждой яхты, является секретом успеха хождения под парусом; особенно это важно при участии в гонках. Этот угол может быть определен только опытным путем для каждой яхты и каждого комплекта парусов в отдельности

Как устроены любительские регаты?

Есть команды-участники, которые занимаются уже несколько лет, а есть и новички. Новички выходят с тренером, он подсказывает какие-то основные вещи, дает советы, но сам не управляет яхтой руками. Опытные команды могут ходить сами и уже развиваться, отрабатывать слабые места и готовиться к гонкам.

Гонка проходит обычно в несколько этапов. Чтобы победить, надо выступать стабильно в течение всего сезона. Выигрыш зависит в том числе от погоды и везения, но в большей степени — от мастерства и навыков команды. Это как любой спорт — чем больше ты занимаешься, тем больше у тебя стабильности, тем лучше результат.

Балансировка и настройка яхты

Центр парусности и центр бокового сопротивления никогда не находятся непосредственно один над другим в продольной плоскости судна и поэтому никогда не уравновешиваются.

Равновесие достигается в результате
взаимодействия центра парусности и
центра бокового сопротивления.
READ  20 огромных яхт, принадлежащих российским миллиардерам (21 фото)

Если центр парусности смещен относительно центра бокового сопротивления в сторону кормы, лодка будет все время стремиться к повороту против ветра и потребуется корректировка румпелем, так проявляется тенденция судна приводиться к ветру. Если же центр парусности находится впереди центра бокового сопротивления, нос будет все время поворачиваться от ветра, требуя поворота румпеля, яхта будет стремиться уваливать под ветер.

Каждое движение руля действует как тормоз, замедляя движение судна, поэтому важно уравновесить эти два фактора, чтобы яхта могла идти прямо вперед. Однако добиться этого трудно

Яхта, которая хорошо отрегулирована для слабого ветра, может оказаться трудной в управлении при сильных порывах, потому что в этом случае нужно использовать другие паруса для более сильного давления воздуха; кроме того, при сильном крене судна смоченная поверхность будет другой.

Чтобы достичь равновесия в конкретных условиях, яхту необходимо настроить. Это трудная задача, включающая подгонку парусов, такелажа и других элементов судна. Цель настройки состоит в том, чтобы заставить яхту двигаться прямо вперед, получая максимальную энергию ветра при минимальном использовании руля. Для этого требуются опыт и мастерство шкипера, изготовителя парусов и руля.

Настройка — это сложная процедура: здесь мы можем обсудить только ее основы. Основные требования стандартны, но мастерство тонкой настройки конкретной яхты приходит с опытом, в основном приобретаемым на настраиваемой яхте. Например, изготовитель парусов, готовясь кроить «гардероб» для новой океанской яхты, сделает, по крайней мере, три комплекта парусов: для сильного ветра, для умеренного и для слабого. Все комплекты будут скроены из разных тканей, ведь легкий парус не выдержит сильного напора ветра и лопнет, а парус из тяжелой ткани не
будет оптимально работать под легким бризом.

В настройку входят, кроме подгонки парусов, другие процессы, такие, как установка такелажа. Повторим еще раз: эта процедура выполняется по-разному, в зависимости от назначения яхты. Гоночные яхты несут более легкий такелаж для уменьшения сопротивления ветру и торможения по сравнению с океанскими крейсерами, их мачты имеют другую конструкцию и устанавливаются по-особому.

Руль (угол румпеля) настраивается во время движения, при этом шкипер устанавливает паруса так, чтобы уменьшить влияние неблагоприятных факторов, таких, как тенденция судна приводиться к ветру или уваливать под ветер, а также минимизировать использование румпеля и, соответственно, замедление движения.

Тонкая настройка проводится в основном на более крупных судах, особенно серьезно она выполняется для гоночных яхт. Однако швертботы также следует настраивать для участия в гонках, поскольку общая цель настройки любого парусного судна состоит в достижении наилучшего равновесия между центром парусности и центром бокового сопротивления. Это дает возможность судну продемонстрировать наилучшие гоночные качества.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Когда заканчивается сезон

В России сезон яхтинга примерно как велосипедный и длится с мая по ноябрь, но для поиска приключений открыт весь мир. Прямо из «Орешки» и Строгина можно отправиться на Учебную регату в Хорватии или в спортивный лагерь в Черногории. Кроме спортивных событий, с единомышленниками из клуба можно поплыть на курорты — зимой, например, на Канары или по островам Таиланда. В путешествия с «Силой ветра» сгоняли уже больше 10 тысяч человек.

Цены на регаты стартуют от 500–600 евро. Из бонусов — яхта как личный мини-отель с кроватью, душем и кухней. Это крутой способ иначе посмотреть на страны, где вы, возможно, уже были. Вот так одни неленивые выходные могут перевернуть жизнь и заново открыть мир.

Как преодолеть шлюзы?

В центр Москвы можно попасть только через шлюзы, и это длительная процедура, которая сопряжена с бюрократией: сначала нужно заключить договор с «Каналом Москвы» на проход судна. Этот договор заключается на год, а делается за несколько дней: в процессе проверяются все документы на лодку — официальная регистрация транспортного средства, права владельца. После уже можно по предварительной договоренности проходить шлюзы: с работниками шлюза нужно связываться по рации. Подходишь, запрашиваешь возможность пройти, тебе отвечают, могут ли пропустить, и в определенный момент запускают. Может быть очередь на несколько часов из судов — в зависимости от размера шлюза лодки проходят по одной или несколько.

Хождение под парусом по заданному курсу

Основным маршрутом гонки является треугольник (слева), в этом случае яхты проверяются на всех курсах относительно ветра, для более сложных гонок характерна многократная смена галса на одной или нескольких стадиях.

Схемы курсов для яхт и швертботов существенно различаются в зависимости от типа участвующих лодок и особенностей фарватера, в котором проводятся гонки. В открытой гавани, например, маленькие швертботы, скорее всего, будут идти по основному треугольнику, что включает все курсы яхты относительно ветра. В широком и глубоком фарватере эта система может быть также использована для небольших килевых яхт, таких, как «Star» или «Dragon». Такие яхты не участвуют в гонках в бурном море (на большинстве отсутствует система слива воды из кокпита), они обычно не покидают закрытые гавани, но маршрут для них может быть длиннее, чем для маленьких швертботов, и трасса может отличаться от обычного треугольника, что зависит от топографии фарватера. Однако, независимо от конкретной ситуации, курс обычно прокладывается так, чтобы между стартом и финишем можно было проверить яхты на всех курсах относительно ветра.

Вдали от берега обычно проводят гонки по курсу обычного треугольника с буями. Гонки на большие расстояния чаще всего проводят вдоль берега, местные острова или маяки используют в качестве отметки места поворота. Конечно, в таких гонках важны гоночные качества судна (как и в любом виде гонок), но в длительных прибрежных или океанских гонках главную роль играют погода, течения вдали от берега и приливы.

Старт

По возможности линию старта определяют так, чтобы на первой стадии яхты лавировали против ветра. Это делается с целью дать возможность опытным шкиперам и яхтам, у которых такелаж настроен на проявление высоких гоночных качеств, обогнать более медленные лодки. На этой стадии тактика играет важную роль, пожалуй, большую, чем на последующих. Например, поскольку правый галс имеет преимущественное право хода относительно левого, яхта, пересекающая линию правым галсом, сразу получает преимущество, вынуждая яхты, идущие левым галсом, уступать дорогу. Поэтому все шкиперы постараются начать двигаться правым галсом, что приведет к борьбе за место еще до сигнала старта.

Знак с наветренной стороны (верхний знак)

На этой яхте команда убирает спинакер при повороте вокруг знака с наветренной стороны. Нельзя допустить, чтобы он упал в воду.

Знак с наветренной стороны представляет собой буй, размещенный прямо против ветра относительно линии старта.

После огибания знака наступает время для вытравливания шкотов и подготовки к более спокойному отрезку пути, возможно, это будет курс бакштаг.

На этом отрезке очень важными факторами успеха в гонке являются настройка оснастки и правильная установка парусов, вероятно, можно будет поднять небольшой спинакер, это зависит от кроя паруса и курса лодки относительно ветра. Эту стадию яхты проходят по прямой линии, стараясь максимально развить скорость; рулем следует пользоваться как можно меньше, иначе он будет тормозить движение, а паруса должны проявить себя в полную силу.

Знак с подветренной стороны

Огибание знака. Когда несколько лодок собираются огибать знак (или препятствие) или проходить мимо него с одной стороны, яхта с наружной стороны должна уступать дорогу любой другой, частично перекрывающей ее с внутренней стороны. Поэтому А уступает дорогу В и С, а В уступает дорогу только С. Лодки, идущие сзади, за кормой, могут добиться внутреннего положения, только когда идущая впереди лодка находится на расстоянии более двух корпусов от препятствия или знака, поэтому D не может просить А, В или С дать ей возможность обойти препятствие.
READ  Гамбургская верфь: построй корабль

Огибание этого знака требует хорошего управления парусами, потому что в данной ситуации, возможно, будет нужно сделать поворот фордевинд. При подходе к знаку лодки будут стремиться занять наиболее выгодную позицию, чтобы попытаться получить преимущество при повороте. Если установлены спинакеры, при огибании их придется перекидывать, потому что не будет времени сначала их спустить, а потом, после поворота, поднять снова.

В этот момент гонка может стать очень нервной, потому что перекидывать спинакер, особенно при сильном ветре, совсем непросто, а неудачный поворот или запутавшийся спинакер могут создать беспорядок в группе быстро движущихся яхт, ведь их разделяют буквально сантиметры!

Последний отрезок пути обычно проходят курсом бакштаг или фордевинд, поэтому спинакер можно нести до финишной черты.

Как определят победителя?

Лучшего мы определим сквозным зачетом по итогам четырех этапов — гоночных дней (каждое воскресенье июля). Так что, если вы настроены выиграть Кубок The Village c призовым фондом, придется пройти все этапы, если нет — можно прийти не во все гоночные дни. В каждом этапе вы выходите на воду и с другими командами гоняетесь по дистанции, ограниченной буями. За один день мы проведем как можно больше заездов и за каждый поставим баллы.

Результат считается по сумме баллов — чем их больше, тем хуже. Например, в конце одного гоночного дня у вас будут такие баллы: 1–2–7–1–2 — это в сумме 13. При этом у кого-то 10, а у остальных больше. В этом случае вы на втором месте и ваши очки за этот этап — 2. В финале таким же образом суммируются результаты по всем этапам.

Установка парусов

Яхта не может идти прямо против ветра, ведь это приведет к тому, что поток воздуха по обеим сторонам паруса будет одинаковым, что в свою очередь вызовет заполаскивание паруса, и он потеряет аэродинамическую форму, которая создает тягу вперед. Если нос повернуть в сторону от ветра, парус наполнится
с одной стороны, восстановится его аэродинамическая форма, и яхта снова двинется вперед.

Если Вы идете СЛИШКОМ близко к ветру и паруса начинают заполаскивать, сначала подберите как следует шкоты, а потом поверните нос в сторону от ветра, чтобы восстановить скорость.

Обычный круизер может двигаться под углом примерно 45° к ветру с любой стороны от линии направления ветра. Внутри образуется «непарусная» зона, она называется левентиком. Чтобы двигаться против ветра, яхта должна идти зигзагом: сначала под углом 45° с одной стороны, а потом с другой; этот метод называется лавировкой (термин, обозначающий движение яхты против ветра галсами).

Движение при боковом или попутном ветре гораздо проще: нос лодки указывает нужное направление, и паруса устанавливают соответственно.

Заполаскивание передней шкаторины

Первое указании о том, что парус установлен неправильно, дает передняя шкаторина. Если ветер попадает в подветренную сторону паруса, она начинает дрожать, заполаскивать. Если это не исправить, парус начнет складываться и судно потеряет энергию движения.

Первым делом нужно выбрать шкоты. Если это уже сделано, а заполаскивание продолжается, значит, яхта идет слишком близко к ветру, в пределах непарусной зоны. Тогда нужно повернуть нос в сторону от ветра. Это последнее действие всегда выполняется при лавировке, потому что движение лодки против ветра требует, чтобы паруса были выбраны максимально; заполаскивание передней шкаторины можно исправить только отворотом носа в сторону от ветра.

Во всех других ситуациях ослабление шкотов без заполаскивания шкаторины приводит к максимальной тяге паруса.

Балансировка судна

Яхта проявляет свои качества наилучшим образом, когда ватерлиния совпадает с уровнем воды. Движение под парусом происходит при оптимальном сочетании мореходных качеств судна с воздействием ветра и волн

Корпус яхты проектируется так, чтобы судно показало свои наилучшие мореходные качества при движении, когда уровень воды совпадает с ватерлинией. Если судно уравновешено так, что нос или корма поднимается вверх, уровень воды не будет совпадать с ватерлинией, и, подобно автомобилю со спущенной шиной, оно будет двигаться, но плохо

Поэтому очень важно уравновесить яхту, особенно в продольной плоскости. Судно, естественно, будет крениться на одну сторону под давлением ветра на паруса, конструктор это допускает

Даже в этом случае следует сводить крен к минимуму, так как гоночные качества всегда проявляются лучше в вертикальном положении судна.

Обычно балансировка достигается с помощью балласта, который представлен тремя основными типами: вода, груз и вес людей. Первоклассные океанские и гоночные яхты часто используют воду в качестве балласта, ее можно закачивать в емкости и откачивать по мере необходимости. Большинство яхт для путешествий используют свинцовый или другой тяжелый груз, постоянно закрепленный на киле или днище.

На швертботах нет постоянного балласта, там используется вес членов команды: они откренивают над планширем или на трапеции, чтобы уменьшить крен и привести лодку в положение, возможно более близкое к нормальному. На гоночных яхтах в качестве балласта могут выступать и члены команды: они перемещаются на планширь для достижения того же эффекта.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Как проходит тренировка на воде?

Тренировки «Силы ветра» — и в Строгине на регате The Village, и в Орешке — проходят в несколько этапов: сначала небольшой инструктаж по безопасности на берегу, чтобы не было травм. После инструктажа лодка отходит, и мы объясняем, как она устроена — как называются паруса, как ими управлять. Дальше уже в течение тренировки каждый из пяти человек (на лодке Platu 25) пробует на каждой позиции — кто-то рулевой, кто-то шкотовый, кто-то отвечает за один парус, кто-то за другой, а есть еще третий парус для попутных курсов — спинакер. Каждый человек меняется ролями, чтобы понять, что ему больше интересно и как все происходит на яхте.

Когда человеку становится интересно, ему буквально через две-три тренировки надоедает просто так ходить по водоему, поэтому мы проводим любительские соревнования — вроде той же регаты.

Центр парусности

Ветер оказывает давление на всю поверхность паруса, но при теоретических расчетах точкой приложения силы принято считать его центр. Эта точка определяется делением пополам трех углов паруса. Место пересечения биссектрис и есть точка, к которой, как принято считать, приложена сила ветра; она называется центром парусности. В результате давления на паруса возникает движение в двух направлениях — вперед и в сторону. Но требуется только движение вперед, а не в сторону, поэтому необходимо применять некоторые средства для преобразования бокового движения в тягу, направленную вперед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: